Страшный суд - Микеланджело Буонарроти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Страшный суд
Страшный суд
Автор: Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Произведение: фреска "Страшный суд "
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянский Ренессанс XVI в., Высокое Возрождение, Чинквеченто
Дата создания: 1536 – 1541 гг.

Описание произведения

Страшный суд - одна из главных тем христианского искусства. О ней упоминают свв. Матфей и Марк в своих Евангелиях, а более подробно в символической форме повествует Иоанн Богослов в Откровении. История Страшного суда связана с пророчеством о конце света и втором пришествии Христа. В конце времен Он призовет живых и мёртвых, чтобы судить дела их и определить место для каждого человека: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25:32-33). После суда праведники будут сопровождены ангелами в Царствие Небесное, а не покаявшиеся грешники низвергнуты в ад на вечные мучения.

Фреска Микеланджело – самое грандиозное произведение, когда-либо созданное на эту тему. Нижняя её часть, как и верхняя, разделена на несколько сюжетов. В центре бескрылые ангелы трубят, призывая души на суд. Две фигуры держат раскрытые книги: архангел Михаил – меньшую, с именами праведников; Гавриил – большую, с именами грешников. Внизу, в левой части, мертвецы встают из могил, медленно обрастая плотью, будто просыпаясь от вечного сна, поднимаются вверх. Им помогают ангелы и праведники: вот пара уцепилась за чётки, их с огромным усилием вытягивает наверх кто-то уже сподобившийся блаженства. Воздуха и пространства в этой половине не в пример больше, чем справа, где показаны буквально сбившиеся в ком грешники, низвергающиеся в ад, ибо «бесполезно сопротивляться действующим заодно ангелам и демонам».

Справа от ангелов застыла в ужасе, скорчившись, так называемая «одинокая грешная душа». Её обхватили две могучие, рогатые и когтистые фигуры и тащат в преисподнюю. В истолковании темы Микеланджело весьма существенно отошёл от теологических преданий. На замысел и композицию росписи большое влияние оказали космогония «Божественной комедии» великого Данте и философия неоплатонизма. Справа внизу осуждённых поджидает чёрная ладья Харона, персонажа древнегреческой мифологии, который перевозил проклятые души в царство Аида. Он с размаху бьет веслом несчастных, сгрудившихся на другом конце лодки. У самого края художник изобразил папского камерария Бьяджо да Чезена в образе жуткого демона Миноса со змееподобным хвостом, обвитым вокруг тела. Он, замещая собой образ сатаны, следит за доставкой грешников.

В центре нижнего яруса, над самым алтарем, виднеется жерло ада, в глубине которого сверкают глаза и оскал дьявола, как грозное напоминание священнослужителю. Мастер наполнил композицию не поддающейся описанию страстностью, кипением чувств, превратив собственную жажду обличения и отмщения в лавину гнева Божия. Здесь все – и грешники, и праведники – ждут рокового вердикта владыки. Здесь нет благостного милосердия, но есть возмездие и наказание.

История создания

Сикстинская капелла в Ватикане была выстроена в 1477 - 1480 гг. папой Сикстом IV делла Ровере, дядей Юлия II. В 1480-е гг. верхний ярус её стен расписали фресками такие знаменитые художники Кватроченто, как С. Боттичелли, Д. Гирландайо, Перуджино и другие. Во время больших христианских праздников понтифики лично служили мессу в папской часовне, а с 1492 г. она использовалась также для проведения конклавов - церемоний избрания нового папы. По моде того времени потолок часовни украшала фреска с изображением звёздного неба, но в 1504 г. из-за образовавшейся трещины свод был подвергнут серьёзному ремонту. После его окончания папа пожелал, чтобы плафон расписали заново, и в 1508 г. после многочисленных отговорок Микеланджело принял грандиозный заказ Юлия II на исполнение фресок.

Первоначально предполагалось просто изобразить фигуры апостолов на престолах, но скульптору удалось убедить папу в неоригинальности подобного замысла. В конце концов, он получил полную свободу творчества, разумеется, в рамках утвержденной теологической программы. Существует легенда о том, что мастер работал один, но это невозможно с чисто технической точки зрения. Во время реставрации фрески в 1980 - 1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.

Отношение автора к вере

Микеланджело отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Отваживаясь перечить самому папе Юлию II, с родственниками и близкими друзьями художник был неизменно нежен, щедр и внимателен. Он жил скромно и строго, но не столько ради умерщвления плоти, сколько потому, что был целиком поглощен работой. Вера играла главную роль в его жизни, хотя он был обычным грешным человеком. Во всём, что не было связано с художественным творчеством, Микеланджело представлял собой лишь бедное тело, истерзанное желанием, и бедную душу, гонимую тоской, одиночеством и болью. В каждом из его сонетов можно найти изъявление страсти. Как написал Т. Манн: «Его титаническая гнетущая чувственность вечно порывается к чистоте, к духовности, к Богу и неизменно оборачивается трансцендентной тоской».

Непрерывная драма его жизни находила выражение в грозной и неизбывной трагичности его творений. Самый правдивый автопортрет Микеланджело – портрет человека с содранной кожей. Эту беспощадную и жестокую исповедь мастер представил во фреске «Страшный суд». Всю свою жизнь он оставался преданным католиком. Даже в тот момент, когда религиозно-философский кружок его близкого друга маркизы Виттории Колонны, называвший себя spirituali и вошедший в историю как «итальянские реформаторы», был обвинен в ереси, а она сама сослана по подозрению в близости к итальянским протестантам. Микеланджело продолжал считать, что Божью благодать нельзя купить никакими добрыми делами и пожертвованиями, никакой обрядностью и внешним благочестием. Спасение человеку способна принести только искренняя вера, идущая из глубины души. К концу жизни его религиозные чувства еще более обострились, выражением этого стало обращение к теме Страстей Христовых. Его творения – это путь во внутреннюю тьму, где человек надеется найти свет. «Я живу в любви и истинном свете Христа», - писал мастер о себе самом.

Биография

Микеланджело родился в 1475 г. неподалеку от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, где его отец – глава аристократического, но обедневшего рода – выполнял обязанности подесты́ (мэра). Мальчик был отдан кормилице, в семью каменотесов из деревни Сеттиньяно, где он постиг красоту души камня раньше, чем научился читать. В 1488 г. юный Микеле обучался в мастерской Д. Гирландайо, постигая основы фресковой живописи, а с 1489 г. занимался скульптурой у Бертольдо ди Джованни в Садах Медичи, под покровительством самого Лоренцо II Великолепного; но главной его школой стало копирование произведений Джотто и Мазаччо.

В 1494 - 1495 гг. молодой гений, посетил Венецию и Болонью, где работал над скульптурами для различных церквей, а в 1496 - 1501 гг., живя в Риме, создал свои первые шедевры – «Вакха» и «Пьету». Вернувшись во Флоренцию, в 1501 - 1504 гг. Микеланджело высекает огромную мраморную статую Давида, и с этих пор «Гигант» стал бессмертным символом его родного города, наградив своего создателя славой величайшего скульптора. С 1505 г. начинается плодотворный период сотрудничества с римским папой Юлием II: работа над скульптурами для гробницы понтифика продолжалась с перерывами сорок лет; а в росписи плафона Сикстинской капеллы, сделанной практически в одиночку, художник показал себя небывалым по мощи и драматизму мастером фрески. В 1519 - 1534 гг. художник занимался скульптурным и архитектурным комплексом гробницы Медичи и библиотеки Лауренциана во Флоренции, попутно проявив себя в качестве военного инженера во время осады родного города в 1529 г.

В 1535 г. папа Павел III назначает Микеланджело главным скульптором, архитектором и живописцем Ватикана; к 1541 г. художник завершает свою вторую гениальную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и работает над росписями папской капеллы Паолина. С 1546 г. мастер отдавал почти всё своё время архитектуре, занимаясь проектированием и реконструкцией ансамбля площади Капитолия и собора св. Петра в Риме, отказавшись от оплаты за храм во славу Господа; ваянию он посвящал теперь только ночные часы, создав несколько шедевров, в том числе «Пьету Ронданини». Вся жизнь его без остатка была отдана работе, он жалел времени даже на еду и сон; единственной его семьёй оставалась семья отца – братья и племянники. Помимо художественного наследия, Микеланджело оставил огромное количество сонетов, многие из которых написаны для его римских друзей – Т. Кавальери и В. Колонна, составлявших любовь и страсть его души. В 1563 г. во Флоренции мастером была основана академия рисунка. Он также явился первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана еще при жизни. Умер гениальный скульптор в 1564 г., его тело было тайно вывезено из Рима во Флоренцию и похоронено в церкви Санта-Кроче.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий