Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная композиция «Страшный Суд» , созданная испанским скульптором Матео де Компостела, находится в архивольтах правой арки Портика Славы (Pórtico de la Gloria) на западном фасаде кафедрального собора Сантьяго де Компостела.
Тройной архивольт правой двери разбит на правую и левую половины изображениями двух голов, окаймлёнными консолями. Справа показан ад, куда падают грешники, и ужасные чудовища, терзающие их. Слева представлено Царство Небесное, где находятся праведники и ангелы. Изображения детей на руках праведников в Раю символизируют чистые, спасённые от греха, души.
Изображение Страшного Суда здесь ограничивается только посмертными перемещениями душ в ад или Рай, остальные сюжеты традиционной иконографии не представлены – нет фигур Христа Судии, трубящих ангелов, Архангела Михаила, взвешивающего души, Девы Марии и Иоанна Богослова. Возможно, первоначально над правой аркой тоже предполагался тимпан, который мог бы вместить полную композицию библейской сцены.
Справа от двери на колоннах находятся полноростовые фигуры апостолов Варфоломея и Фомы, слева – фигуры апостолов Филиппа и Андрея.
В работах Мастера Маттео, как и других романских скульпторов, чётко противопоставляются друг другу добро и зло, Рай и преисподняя, небо и земля. Такая напряжённая борьба различных частей вселенной в творчестве передаётся эмоциональностью, многофигурностью, сложностью и динамичностью пластических композиций.
История создания
Кафедральный собор Сантьяго де Компостела (1000 – 1211) известен как место захоронения Апостола Иакова, и в Средние века являлся конечной точкой значимого паломнического пути. Портик Славы в романском стиле, созданный Мастером Матео по заказу короля Фердинанда II, находится на западном фасаде собора. Первоначально портик был целиком полихромным, но до нашего времени сохранились только фрагменты росписи. Портик состоит из трёх ярусов: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик -символ небесного Иерусалима и галерея, освещаемая через окна-розы – как путь в Горний мир.
Скульптурный ансамбль портика содержит библейские образы из Ветхого и Нового Заветов. Нижний уровень Портика Славы образован основаниями колонн с изображениями фантастических животных, средний – колонны, поддерживаемые статуями апостолов, верхний уровень – полукруглыми арками, венчающими все три входа в нефы. В Средние века двери Портика Славы не закрывались ни днем, ни ночью.
Дата завершения оформления Портика- 1188 год, высечена на перемычке под тимпаном центральной арки со сценой из Апокалипсиса. Портик Славы с более чем 200 скульптурами в романском стиле, в который позже были добавлены элементы барокко, считается величайшим произведением испанской романской скульптуры.
Отношение автора к вере
О личной жизни Мастера Маттео почти ничего не известно – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся художников. Однако об отношении мастера к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей жизни Матео выполнил множество значимых скульптурных композиций, и почти все они были созданы на религиозную тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление Портика Славы собора Сантьяго ди Компостело.
Его скульптуры на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные религиозные чувства мастера. В своих работах Матео де Компостело с помощью выразительных средств романского искусства средневековой эпохи сумел передать любовь – Божественную и человеческую, и она осталась в веках.
Биография
Знаменитый средневековый испанский скульптор и архитектор мастер Матео родился на Пиренейском полуострове (точное место рождения неизвестно) примерно в 1150 году. Самые ранние сведения о нём взяты из документа 1168 года, сохранившегося в архивах собора Сантьяго де Компостела, о том, что Матео уже тогда работал здесь по договору с королём Фердинандом II. С 1168 по 1188 год король ежегодно жертвовал скульптору сто монет. Согласно контракту, если мастер отказался бы от сделки по созданию портика на любом этапе работ, ему пришлось бы вернуть сумму гораздо большую.
Скульптор работал во многих храмах Пиренейского полуострова, но величайшее произведение Матео де Компостела – Портик Славы в романском стиле на Западном фасаде собора Сантьяго де Компостела, одной из значимых средневековых паломнических церквей.
По преданию, первоначально мастер сделал собственную скульптуру на тимпане Портика, рядом с фигурой Христа, так как, по его мнению, он этого заслуживал. Архиепископу, приехавшему взглянуть на ход работ, такое отсутствие смирения не понравилось. Когда в следующий раз Матео позвал сановника посмотреть на работу, его коленопреклонённая фигура, передающая состояние раскаяния, находилась уже в нижней части Портика Славы. Умер скульптор, по разным сведениям, либо в 1200, либо в 1217 году.
Автор текста: Марина Румянцева