Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Страшный суд – одна из главных тем христианского искусства, связанная с пророчеством о конце света и втором пришествии Христа. Господь призовет живых и мертвых, чтобы судить дела их и определить место для каждого человека: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25:32-33). Синьорелли написал «Страшный суд» на алтарной стене, расположив справа сюжет, в котором избранных ведут в Рай, а слева – грешников тащат в ад. Строго над алтарем, в центре стены находится узкое стрельчатое окно. Не будь его – именно здесь был бы изображен Христос – справедливый судия. Таким образом, талантливый мастер воплотил на алтарной стене самый главный сюжет цикла, применив нестандартное художественное решение.
Как и в больших фресках, пространство Небес декорировано ярким золотистым цветом с использованием выпуклых фольгированных налепов. Две маленькие дверные ниши по обе стороны от алтаря символизируют в одном случае – выход, откуда праведники поднимаются в Рай, в другом случае – вход в преисподнюю, куда нагие рогатые демоны гонят грешников. Изображая путь в ад, художник обратился к картинам, описанным Данте в «Божественной комедии»: мрачный перевозчик в лодке посреди серого кипящего озера, печальные вереницы людей, подгоняемых бесами по узким тропинкам отвесных скал, языки пламени, охватывающие болото огненным кольцом.
Первоначально часовня, расписанная Синьорелли, называлась капеллой Нуова (Новая), но в 1622 г. она была посвящена Сан Брицио – одному из первых епископов Сполето и Фолиньо, который в стародавние времена проповедовал здесь Евангелие. Существует легенда, что благодаря ему в капелле появился алтарный образ Мадонны с Младенцем на троне, написанный на доске. С 1715 г. этот образ украшает позднебарочный алтарь Славы, выполненный для капеллы Сан Брицио итальянским скульптором Бернардино Каметти.
История создания
Позднеготическая капелла Нуова, перекрытая двумя крестовыми сводами, была пристроена к собору Орвьето в 1408-44 гг. и отделена от него двумя коваными решетками. В 1447 г. живописцы фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли приступили к росписи сводов, но едва начав работу, в том же году были отозваны папой Николаем V в Ватикан для украшения капеллы Никколино. В 1489 г. П. Перуджино взялся продолжить росписи, но, получив задаток, работу так и не начал. Таким образом, после 50 лет простоя, в 1499 г. был заключён договор с Л. Синьорелли, который вначале закончил роспись свода, а с 1500 г. перешёл к оформлению стен. Вся работа была выполнена к празднику Вознесения Богоматери в 1504 г.
Мастер с учениками покрыли всю площадь (14,4*11,8 м, высотой 13,9 м) капеллы Нуова фресками. Ложные карнизы, исполненные средствами живописи, разделяют стены по высоте на два регистра. В нижнем регистрерисованные декоративные пилястры членят стены на равные части. В центре каждой из них, в обрамлении безудержных гротесков, помещены квадраты с портретами известных поэтов древности от Гомера до Данте, их окружают медальоны с инфернальными мифологическими сюжетами, близкие тематике христианского Чистилища. В верхнем регистре большие полуциркульные люнеты заполнены сюжетными фресками на тему Страшного Суда.Мотивы почерпнуты художником из Апокалипсиса, апокрифических евангелий, «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Откровений» св. Бригитты. Фрески Синьорелли – скорее монументальные рисунки, нежели живопись. Издали штрихи сливаются и тела приобретают скульптурную выпуклость. «Жёсткая роспись не даёт чувственного наслаждения, но ведь и тема не из таких, от которых ждёшь удовольствия». Он демонстрирует свою неисчерпаемую изобретательность в позах и ракурсах. Любовь к изображению нагого тела сочетается с сильным мрачным воображением. Его росписи – предтеча великого творения Микеланджело в Сикстинской капелле. По словам Вазари, гений Высокого Возрождения особенно ценил фрески в Орвьето и даже заимствовал некоторые их мотивы для своего «Страшного суда».
Отношение автора к вере
От современников Луки Синьорелли до нас дошли сведения о его искренности, правдивости, доброте и внимательном обращении с собеседниками, к какому бы сословию они не принадлежали. Горячности же и гневливости, свойственных многим живописцам, в его характере не было вовсе. Он пользовался неизменным уважением сограждан, и, скорее всего, именно поэтому его неоднократно избирали на важные должности в родном городе. Все известные жизнеописания представляют нам образ человека весьма трудолюбивого: «…под конец жизни, уже давно не имея нужды писать ради денег или ради славы, мастер продолжал усердно работать, согласно привычке, приобретенной еще в ранней юности». Однажды, когда убитого в уличной драке сына Луки Синьорелли принесли домой, пораженный горем отец приказал положить ещё не остывший труп перед собой на стол и спешно, «с величайшей твердостью духа, не проливая слез, стал зарисовывать родные черты, дабы навеки запечатлеть образ того, кого природа дала ему, а враждебная судьба отняла».
Все эти факты представляют нам человека смиренного и богобоязненного, проявляющего свою глубокую веру в Господа независимо от жизненных обстоятельств. Синьорелли был скуп на эмоции, не выказывал особого интереса к природным красотам и человеческим чувствам. Бытие интересовало его как отстраненного наблюдателя. Он сухо расчленял его события на причины и следствия, тщательно стараясь осознать смысл жизни не только на границе существования, но и за ее пределами.
Биография
Синьорелли родился в Кортоне, небольшом тосканском городке. О дате его рождения спорят до сих пор, но принято называть 1445 или 1450 г. Его дядей по матери был Ладзаро Тальди (Вазари) – прадед «жизнеописателя» итальянского искусства Дж. Вазари. Близкий друг дяди, великий художник Пьеро делла Франческа, взял талантливого мальчика к себе в ученики. Это не подтверждено документально, но, возможно, в его мастерской, в Ареццо, Синьорелли провёл годы отрочества и юности. Самые ранние его произведения – фрески 1474 г. в Читта-ди-Кастелло.В 1475 г. Лука побывал во Флоренции, попав в круг таких живописцев, как А. Верроккьо и А. дель Поллайоло, и тогда в его художественной манере ведущими стали пластика и движение. Таким образом, Синьорелли принято относить к тосканской живописной школе, хотя он активно работал в Умбрии и Риме.
В 1481-82 гг. Л. Синьорелли наряду с другими известными художниками принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Совместно в Б. ди Гатта он выполнил композицию «Завещание и смерть Моисея». В 1490 г. для Лоренцо Великолепного Медичи им была написана картина «Воспитание Пана» - единственное произведение мастера на мифологический сюжет. Наибольшую известность художнику принесли циклы фресок, выполненные в 1496-98 гг. для аббатства Монте Оливето в Сиене, и особенно в 1499-1502 гг. - для собора в Орвието на тему Апокалипсиса. В 1508 г. уже немолодой художник вернулся в родную Кортону, где продолжал работать, будучи главой большой мастерской. Там же он неоднократно занимал важные должности: был приором, членом городского совета, послом в другие города. Умер Синьорелли в 1523 г. в богатстве и почете, окруженный преданными учениками.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.