Страшный суд - Фра Беато Анжелико

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Страшный суд
Страшный суд
Автор: Фра Беато Анжелико
Местонахождение: Музей Сан Марко, Флоренция
Произведение: Страшный суд
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: раннее Возрождение, религиозная живопись
Дата создания: около 1430 г.

Описание произведения

Композиция «Страшный суд» выполнена темперой по дереву средневековым итальянским художником Анджелико Фра Беато. Она представляет собой сцену последнего Божьего суда, который ожидает человечество в конце времён. В верхней полукруглой части изображена фигура Христа, восседающего на троне. Он окружён ангелами и херувимами, которые непрестанно прославляют Небесного Царя. Слева от Него – Пресвятая Дева Мария в белоснежных одеяниях, а справа – Иоанн Креститель, сложивший руки в молитвенном жесте. Апостолы и святые также сидят по обе стороны от Спасителя, среди них есть и старцы, и молодые юноши.

У ног Иисуса два златокудрых ангела трубным гласом провозглашают воскресение мёртвых. Чуть ниже можно увидеть открытые гробницы и стоящий посреди пустой саркофаг. Каменные крышки, закрывавшие могилы, отброшены в сторону, все умершие предстали на Суд перед Богом. Те, что были оправданы и получили дар вечной жизни, ликуют и возносят к небесам руки в благодарность Всевышнему за Его милость. Светящиеся ореолы над их головами – знак чистоты и святости, которые теперь не отнимутся вовек. Осуждённые же на окончательную смерть и разлучение с Творцом отправляются в ад. Служители дьявола с копьями ведут людей в преисподнюю.

В прямоугольных крыльях композиции художник представляет описание рая и ада. В Небесном царствии ангелы, взявшись за руки, танцуют на зелёном лугу. Посланники Божьи приглашают спасённых войти через врата в место, которое Сам Господь приготовил для верных Ему. На контрасте с раем, ад, изображённый Фра Беато, выглядит очень устрашающе. Живописец взял за основу своей работы произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» и проиллюстрировал семь кругов, ожидающих грешников в наказание за непокорность Богу. Очень объёмное и творчески продуманное произведение Анджелико Фра Беато является прекрасным образцом религиозной живописи XV столетия.

История создания

Свою работу над масштабной картиной «Страшный суд» Анджелико Фра Беато начал около 1430-го года (есть сведения, что она может датироваться примерно 1432-1435 годами). Выполнялась композиция на заказ для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели во Флоренции (если точнее – для Ораторио дель Сколари). Она была предназначена для верхней части кафедры, за которой находился священнослужитель во время большой мессы – отсюда и её своеобразная форма.

Беато пользовался линейной перспективой для построения «Страшного суда» и часть сюжета заимствовал из Алтаря Строцци, который принадлежал флорентийскому художнику Андреа Орканья, а именно – танцующие ангелы на лугу как символ безмятежности и божественной радости. Работы Орканья придавали Фра Беато вдохновения в творчестве. Отдельные эпизоды последнего суда над людьми встречаются в Евангелиях, но наиболее красноречивое описание находится в книге Откровения, записанной апостолом Иоанном. Живописцу удалось передать весь страх и ужас, царящие в аду, и гармонию, вечный покой и блаженство рая, вкусить которые смогут те, кто окажется непорочным перед Богом в Судный день.

Отношение автора к вере

Искусство, которому Анджелико Фра Беато посвятил всю свою жизнь, неразрывно было связано с его верой в Бога. Ещё юношей он принял монашество в доминиканском ордене и до последних дней оставался верен католической церкви. Нередко он заменял настоятеля монастыря, а затем был назначен викарием. Современники утверждали, что художник непременно молился перед началом работы над очередным произведением, а когда писал Распятие, то слезы текли из его глаз – столь глубоко и искренне Фра Беато переживал смерть Христа.

В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари писал, что Анджелико Фра Беато был «столь же отличным живописцем… как и отменным иноком… Хотя он мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы, при помощи тех искусств, которыми владел еще в детстве, он тем не менее пожелал для своего удовлетворения и покоя, будучи от природы уравновешенным и добрым, для спасения своей души принять на себя послушание в ордене братьев-проповедников». Целью живописи для себя художник видел служение Господу и людям, а это как нельзя лучше определяет его как подлинного христианина, душа которого в полной мере предана Всевышнему.

Биография

Анджелико Фра Беато, известный итальянский художник эпохи раннего Возрождения, при рождении получил имя Гвидо ди Пьетро. После вступления в орден доминиканцев был назван Джованни да Фьезоле. Но под третьим именем, которое он получил благодаря Джорджо Вазари, его знают во всём мире – оно как нельзя лучше отражает созданные им произведения искусства («Анджелико» переводится с итальянского как «ангельский», а «Беато» - «блаженный»). Родился будущий живописец примерно в 1400 году в местечке Виккьо нель Муджелло близ Флоренции.

Свою творческую деятельность Фра Беато начал с иллюстраций религиозных книг, затем занимался росписью алтарей в монастыре Сан Марко около 1428-1433 годов. Позднее, по просьбе Папы Римского Евгения IV, он уехал в Рим, чтобы принять участие в создании фресок для церкви Крещения в Ватикане (которая в настоящий момент не существует). В 1447 году художник расписывал церковь в Орвието. В целом, вся его живопись была сосредоточена на служении церкви. Его манеру письма отличает простота и мягкость, лиризм и не сложные цветовые гаммы. Среди учеников Фра Беато были такие талантливые мастера, как Беноццо Гоццоли и Антониаццо Романо. Сам живописец прожил сравнительно недолго – в 1455 году он скончался и был похоронен в церкви Святой Марии над Минервой. В 1984 году Ватикан причислил Анджелико Фра Беато к лику блаженных и канонизировал, а день памяти монаха-художника празднуется теперь 18 февраля.

Автор текста: Татьяна Абрамова.

Оставить комментарий