«Страшный суд» -
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Скульптурная композиция «Страшный суд» находится на вимперге Южного (правого) портала Западного фасада Нотр Дам де Реймс. Скульптурное оформление портала датируется первой половиной XIII века, мастер, изваявший Библейскую сцену в камне, неизвестен.
В центре композиции, на троне восседает Христос Судия, с поднятыми вверх ладонями, на которых явственно видны раны от гвоздей, на Его полуприкрытой груди остался след от копья Лонгина. Взгляд Спасителя прям и суров. Справа и слева Ему предстоят четыре Ангела, каждый держит в руках Орудие Страстей. Ангел с Крестом, смотрит прямо, остальные – на Христа или друг на друга. Посланники Небес изображены без крыльев, в длинных хитонах, с вьющимися волосами, забранными ремешком.
Ангел по правую руку от Христа держит Животворящий Крест Господень, символизирующий и орудие казни, и вечную жизнь. В верхней части креста можно увидеть проступающий лик, на его перекладине – мальтийский крест. Ангел по Его левую руку держит Копьё Лонгина или Копьё Судьбы – оружие, которым была пронзена грудь Сына Божьего на кресте. Немного ниже, также слева от Христа, предстоит Ангел, держащий небольшой отрез материи, символизирующий либо Сударь – платок, которым была повязана голова умирающего Иисуса, впитавший Его кровь, либо Плат Вероники – кусок льна, который добродетельная жена подала Спасителю во время Крестного Пути, чтобы Он отёр лицо. Идентифицировать последнее Орудие Страстей Христовых не представляется возможным – за прошедшие восемь столетий статуя четвёртого Ангела утратила правую руку вместе с зажатым в ней предметом.
Средневековый скульптор тщательно проработал мельчайшие пластические детали Евангельской сцены – выражение лиц, жесты и драпировки персонажей. Игра света на скульптурных объёмах, талантливо выстроенных мастером, оживляет и камень, и Библейский сюжет. В Реймсском соборе есть ещё один портал «Страшного суда» – на его Северном трансепте, где скульптурная композиция содержит уже более сотни фигур Святых, праведников, грешников, Дев благоразумных и неблагоразумных, Добродетелей, пороков, слуг ада и Небожителей.
История создания.
Средневековый период в культуре Западной Европы был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни человека. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражается архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами.
В 1211 году было заложено здание нового Реймсского собора, на месте уничтоженного пожаром старого. Как и его предшественник, новый собор был посвящён Богоматери. Строительство здания продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе (1211 – 1230), Жан-ле-Лу (1231 – 1237), Гоше Реймсский (1247 – 1255) и Бернар Суассонский (1255 – 1285), имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа. Скульптурное оформление собора было в целом завершено к концу XIV века.
Творческая мысль зодчих и скульпторов Нотр Дам де Реймс легла на напряженные, стремительные формы готического собора, высокий дух эпохи застыл в его скульптурах. Собор украшен священными и возвышенными образами, но средневековые мастера, в своём стремлении показать силу человеческого духа, сквозь строгие церковные каноны сумели пробиться к живому ощущению натуры. В строгих, ритмичных рядах статуй праведников, украшающих собор, как бы рождаются динамические импульсы, появляется высокое напряжение духовности. Тонкая игра света на тщательно проработанных деталях драпировок, лицах святых, крыльях ангелов оживляет камень, делает его тёплым, а Библейские сюжеты – близкими и понятными всем христианам.
Скульптурная композиция «Страшный Суд» над Южным порталом, как и другие статуи Главного фасада Нотр Дам де Реймс, была возобновлена в 2009 году. Скульптуры, находившиеся в аварийном состоянии, были отреставрированы по сохранившимся в архивах описаниям.
Автор текста: Марина Румянцева.