«Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте» - Гайдн Йозеф

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте»
«Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте»
Автор: Гайдн Йозеф
Произведение: «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1787 г.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте» - духовное произведение Й. Гайдна для оркестра. Композитор опирается на тексты Евангелия, которые повествуют о последних словах Господа Иисуса на Кресте, и пишет девятичастное сочинение, открывающееся вступлением, а оканчивающееся частью, называемой «землетрясение». Это необычное произведение композитор впоследствии редактировал несколько раз для струнного квартета, как ораторию с солистами и отдельно с хором (так как однажды услышал хоровое исполнение своего детища), а также для фортепиано и все редакции получили признание публики.

Гармоничный характер сочинения обусловлен стремлением композитора не утомить публику, а великолепие гармоний большим желанием выразить евангельские строки в музыке.

История создания.

В 1801 году Йозеф Гайдн по просьбе издателя рассказал историю создания прекраснейшего из своих творений. Он поведал, что пятнадцать лет назад получил заказ на написание сочинения для службы Страстной Пятницы в городе Кадисе, Испания. Священник этой церкви просил композитора написать 9 частей произведения, чтобы они звучали в церкви в перерывах между его проповедями с высокой кафедры, при этом части должны по длительности составлять десять минут. Композитор очень ответственно отнесся к созданию произведения и особенно трудно ему было уместиться в оговоренные временные рамки и добиться неутомительного для слушателей звучания. Но результат превзошел все ожидания заказчика – священник был очень доволен и отблагодарил композитора необычным образом, прислав в подарок торт, полный денег.

Произведение тут же стали издавать и до настоящего времени оно не теряет своей популярности и любви слушателей.

Отношение автора к вере.

Йозеф Гайдн родился в традиционной католической семье. В юности ему удалось устроиться хористом в главный венский собор Святого Стефана, что было огромным счастьем, несмотря на скудное обеспечение. Здесь будущий композитор досконально изучил богослужение и вырос музыкально – все хористы получали обучение. Сам композитор был искренне религиозен – по свидетельствам исследователей все свои сочинения он начинал словами «во Имя Господа», а заканчивал фразой «хвала Господу», когда же у него были затруднения в сочинительстве, композитор обращался к четкам, называя эту практику «особенно эффективной».

Композитор всю жизнь боролся с трудностями, но нисколько не озлобился – напротив, все друзья и знакомые говорили о легком характере композитора, добром и веселом нраве, а хористы князя Эстерхази называли своего руководителя «отцом» за его заступничество и отстаивание их интересов. И еще одним редким качеством обладал композитор-смирением, он всегда стремился учиться, прислушиваться к советам и совершенствоваться. Йозеф Гайдн был щедро одарен Богом за свое трудолюбие, настойчивость и веру. Ему совершенно чуждо было уныние и жалобы. Композитор написал великолепные духовные сочинения, которым и сегодня нет равных – они самобытны, неповторимы и заслуживают самого пристального внимания.

Биография.

Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, в семье каретных дел мастера. Родители будущего композитора очень любили домашнее музицирование и рано заметили музыкальные способности мальчика. В возрасте пяти лет мальчика отправили с дядей в город Хайнбург- на -Дунае для обучения искусству музыки, а уже в 1740, восьмилетнего Гайдна взял хористом директор капеллы мальчиков венского собора Святого Стефана. Композитор пел и совершенствовал свои музыкальные познания в капелле в течение следующих девяти лет, среди которых несколько лет вместе со своими младшими братьями. Он освоил игру на музыкальных инструментах, написал две достойные внимания краткие мессы, но мутация голоса положила конец этому периоду жизни юного Гайдна.

Следующее десятилетие композитор провел в борьбе за выживание – он брался за любую музыкальную работу и даже устроился слугой к известному композитору, проживающему в Вене, Николя Порпорре. О его дорогих уроках бедный юноша мог только мечтать, но зато композитор разрешил ему присутствовать на всех уроках, не мешая другим ученикам и ничем себя не выдавая. Эти уроки композиции, а также изучение творений Эммануила Баха, теории предмета и множества партитур стали «университетами» Йозефа Гайдна и прославили его впоследствии на весь мир.

В 1760 году композитор женился, но брак не был счастливым для обоих супругов – композитор ушел с головой в работу. Он был задействован в нескольких проектах в Вене, а в 1761 получил приглашение князя Эстерхази занять постоянную и почетную должность капельмейстера. Композитор с радостью согласился – он переезжал вместе с двором князя и пользовался большими привилегиями. Князь любил жить в родовом имении вдали от Вены и для Гайдна это было своего рода и испытанием, и опытом – он пишет очень много инструментальной музыки, оттачивая свое мастерство, обращается к жанру оперы и, после смерти бывшего главного капельмейстера, отвечает за сочинение церковной музыки. К композитору приходит международное признание, его сочинения печатаются и исполняются в разных уголках мира, он становится дружен с лучшими музыкантами Европы, особенно с В.А.Моцартом. В 1781 года Гайдн посвящает сочинения императору Павлу, а императрице российской дает уроки.

Новый князь Эстерхази в 1790 году распускает оркестр, назначает композитору достойные выплаты на постоянной основе, а Гайдна уже ждет лондонская публика – результатом гастролей стали прекрасные12 симфоний, присвоение звания почетного доктора Оксфордского университета и ученик Людвиг ван Бетховен, которого Гайдн слушал в Бонне на обратном пути.

Следующее десятилетие композитора было увенчано славой, почетом и достатком. Он написал свои лучшие оратории и мессы, приумножив уже достигнутую известность многократно .Гайдн, Моцарт и Бетховен определили так называемую «венскую классическую школу».Старость Йозефа Гайдна была непростой, но счастливой – семья Эстерхази обеспечила ему должный уход и уважение. Страдал композитор только от невозможности писать музыку из-за слабости, его биограф записал слова композитора: «Мне нужно что-то делать-обычно музыкальные идеи преследуют меня, мучают, я не могу от них убежать, они стоят передо мной стеной. Если меня преследует «аллегро», мой пульс учащается, я не могу заснуть. Если это «адажио», то я замечаю, как медленно бьется мой пульс. Мое воображение играет со мной, как с клавиром. Гайдн улыбнулся, кровь бросилась ему в лицо, и он сказал: "Я действительно просто живой клавир."

Умер композитор при наступлении на Вену французских войск 31 мая 1809 года, 15 июня на панихиде исполнялся «Реквием» Моцарта. Композитор запомнился слугам и всем окружающим заботливым отцом – когда падали бомбы рядом с домом, он говорил: "не бойтесь, дети, там, где Гайдн, вам ничего не грозит!'

Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают»

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

«Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!»

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

«Жажду»

«Совершилось!»

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой.»

Оставить комментарий