«Реквием» - Керубини Луиджи

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Реквием»
«Реквием»
Автор: Керубини Луиджи
Произведение: «Requiem»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: 1816 г.
Стиль:Реквием

Описание произведения.

«Реквием [до-минор] в целом, по моему мнению, шедевр Керубини; никакая другая работа этого великого мастера не может выдержать сравнения с ним из-за обилия идей, необъятности форм, возвышенности стиля…» С этими словами Гектора Берлиоза (отнюдь не бывшего восторженным почитателем Керубини) согласились бы многие выдающиеся музыканты XIX столетия.

Действительно, до-минорный Реквием («Requiem») Луиджи Керубини – произведение редкой выразительной силы. Композитор, на протяжении многих лет создававший музыку для театра, здесь практически отказывается от «театральных» эффектов, очень тщательно отбирая исполнительские средства. Это один из немногих реквиемов в истории музыки, в которых отсутствуют сольные вокальные партии. Кроме того, ограничен и состав оркестра: в нем сравнительно мало инструментов верхнего регистра (совсем не используются флейты, а во многих частях – и скрипки). Однако сознательное самоограничение автора вовсе не привело к скудости музыкальных образов. Несмотря на то, что Керубини прославился именно как автор торжественной и триумфальной музыки для массовых мероприятий, его Реквием глубоко лиричен – это своего рода «интимное высказывание души перед Богом».

Реквием состоит из семи частей, написанных на канонические латинские тексты заупокойной мессы. Части неравноправны по своему размеру и значению. В отличие от многих современных ему композиторов, Керубини не делит на отдельные фрагменты секвенцию “Dies irae” («День гнева»). Однако в этом разделе, как и всегда, музыка Керубини очень точно следует за содержанием текста, поэтому единая по замыслу часть «Dies irae» раскрывает множество контрастных настроений и образов (от потрясающих картин последнего суда и застывшего в изумлении творения, до светлой скорби и проникновенной молитвы души перед Спасителем). Очень примечательна также заключительная часть Реквиема – “Agnus Dei” («Агнец Божий»), в финале которой хор продолжительное время звучит на одной ноте до. Отечественный искусствовед Р. Насонов назвал эту часть «музыкой, уходящей в бесконечность».

«Поминовение мертвых не требует шума», – сказал в свое время Бетховен, считавший Реквием Керубини высочайшим в истории произведением этого жанра.

История создания.

Реквием был заказан Керубини королем Франции Людовиком XVIII в память о его старшем брате Людовике XVI, казненном во время Великой французской революции.

Впервые Реквием прозвучал в соборе Сен-Дени 21 января 1817 года, в годовщину казни короля. Двумя годами ранее там, в усыпальнице французских монархов, были перезахоронены останки Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты.

В феврале 1820 года Реквием был вновь исполнен в Сен-Дени – на похоронах убитого наследника престола Карла-Фердинанда, герцога Беррийского. К этому исполнению Керубини дописал к работе еще одну часть – траурный марш, который, однако, в современной исполнительской практике чаще всего звучит как самостоятельное произведение.

Реквием Керубини получил очень высокую оценку современников. Бетховен утверждал, что если бы он решил написать заупокойную мессу, то взял бы произведение Керубини за образец. Именно этот реквием Бетховен завещал исполнить на своих похоронах, что и было сделано после его смерти в марте 1827 года.

Огромные музыкальные достоинства работы Керубини признавали большинство выдающихся композиторов XIX века: Р. Шуман, И. Брамс, Г. Берлиоз. Джузеппе Верди утверждал, что при написании своего Реквиема он ориентировался на образец Л. Керубини.

Правда, некоторым деятелям католической церкви Реквием Керубини казался слишком «светским»: так, архиепископ Парижский Луи де Келан осудил присутствие в хоре женских голосов и запретил исполнять заупокойную мессу Керубини в церквах. Все же вплоть до конца XIX века Реквием Керубини был одним из самых часто исполняемых образцов этого жанра, не уступая в популярности Реквиему Моцарта.

Однако в начале нового столетия, как и многое из творческого наследия Керубини, его Реквием оказался практически забытым. Возрождение внимания к этому шедевру духовной музыки произошло лишь после распространения звукозаписи. В настоящее время Реквием Керубини широко исполняется по всему миру.

Отношение автора к вере.

Луиджи Керубини был католиком. С ранней юности он писал богослужебную музыку. В зрелом возрасте духовная тематика на какой-то период отошла для него на второй план в связи с работой над произведениями для театра. Однако после личностного кризиса, связанного с непризнанием его творчества в наполеоновское время, композитор вновь обратился к созданию литургической музыки. Несмотря на скудные сведения о личных внутренних переживаниях Керубини, выразительность и глубина, свойственные его духовным произведениям, свидетельствуют о вере композитора. Даже достаточно далекие от религии люди видели в работах Керубини выражение искреннего христианского чувства. Берлиоз писал о том, что Керубини способен в своем творчестве «достичь самых таинственных глубин христианской медитации». Шуман так оценивал литургическое творчество Керубини: «Назовите это подходящим для высокого церковного исполнения, странным, замечательным или как вам угодно, но невозможно описать то впечатление, которое произведение производит целиком (а по частям, пожалуй, даже еще более сильное). Иногда музыка, хотя и кажется, что она звучит из облаков, заставляет нас трепетать. Даже то, что можно было бы назвать мирским, причудливым и почти театральным, подобно ладану принадлежит католическому церемониалу и захватывает воображение, так что перед нами раскрывается все величие обряда».

Биография.

Луиджи Керубини родился 14 сентября 1760 года во Флоренции. Его отец, Бартоломео Керубини, был профессиональным музыкантом, работавшим в оперном театре аккомпаниатором. Он стал первым наставником сына, а впоследствии юноша учился у видных итальянских педагогов, в том числе у Дж. Сарти. Первые сочинения Луиджи относились к литургической музыке (это были, главным образом, мессы).

С 1779 года внимание молодого композитора было сосредоточено, в основном, на операх. Он создавал крупные произведения для театра, как серьезные, так и комические. В 1784–1786 году Керубини занял пост придворного композитора Георга III в Лондоне.

После возращения из Англии итальянский музыкант недолго прожил на родине: в 1788 году он окончательно переехал в Париж. Вся его дальнейшая творческая судьба была связана с Францией.

В 1789–1790 году Керубини руководил Итальянской оперой в Париже. В период Великой французской революции композитор стал родоначальником новой разновидности оперного жанра – «оперы спасения». В этих остродраматических произведениях воспевалась борьба с тиранией. Как правило, подобные оперы заканчивались внезапным спасением главного героя, находившегося в смертельной опасности. Кроме опер, в этот период Керубини создавал много торжественно-триумфальной музыки для массовых мероприятий, шествий и т. п.

В 1795 году композитор стал инспектором только что созданной Парижской консерватории.

С приходом к власти Наполеона, несмотря на отсутствие политического преследования, Керубини переживал опалу и неприятие своего творчества. На какое-то время он вообще перестал сочинять музыку. Впоследствии композитор почти отказался от работы в театральных жанрах, отныне сосредоточив свое внимание на духовной музыке. Восстановление монархии во Франции упрочило его общественное положение. Им было написано много музыки для важнейших придворных церемоний. Кроме того, важное место в его жизни занимала педагогическая деятельность: в 1816 году Керубини стал профессором Парижской консерватории, а с 1822 года и почти до самой смерти был ее директором. Скончался композитор в 1842 году.

Современники высоко ценили талант Керубини. Бетховен считал его «величайшим из всех ныне живущих композиторов», а Шуман писал о нем: «И по сей день, в преклонном возрасте, в области гармонии он превосходит всех своих современников; изысканный, ученый, интересный итальянец, чья суровая сдержанность и сила характера иногда побуждают меня сравнивать его с Данте».

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.

Текст.

РЕКВИЕМ

1. Вступление

Вечный покой даруй им, Господи,

и свет непрестанный пусть им сияет.

Тебе, Боже, поется гимн в Сионе,

и тебе дают обеты в Иерусалиме.

Услышь мою молитву:

к Тебе да приидет всякая плоть.

Господи помилуй.

Христос помилуй.

Господи помилуй.

2. Градуал

Вечный покой даруй им, Господи,

и свет непрестанный пусть им сияет.

В вечной памяти пребудет праведный,

не убоится худой молвы.

3. День гнева

День гнева, тот день,

повергнет мир во прах,

как свидетельствуют Давид и Сивилла.

О, как всё вздрогнет,

когда придёт Судия,

Который всё строго рассудит.

Поразительный зов трубы разнесётся

повсюду в мире в могилах,

каждого призывая к престолу.

Застынут в изумлении смерть и природа,

когда восстанет творение,

отвечая Судящему.

Будет прочитана книга,

в которой записано всё,

по ней мир будет судим.

Итак, когда Судия воссядет, –

кто бы ни скрылся, тот появится:

никто не останется без наказания.

Что тогда скажу я, несчастный,

кого попрошу в защитники,

когда нет справедливости?

Царь устрашающего величия,

Который милостиво спасает всех,

спаси меня, Источник милосердия.

Вспомни, возлюбленный Иисусе,

что из-за меня Ты пришёл в сей мир:

да не будет этот тяжкий труд напрасным.

Ища меня, Ты утомился;

Ты искупил меня страданиями на кресте.

Да не будет жертва бесплодной.

О, справедливый Судья мщения,

сотвори дар прощения

перед лицом судного дня.

Я воздыхаю подобно преступнику:

вина окрашивает мое лицо.

Пощади молящего, Боже.

Тот, Кто Марию освободил,

и разбойника выслушал,

и мне дал надежду.

Мои мольбы недостойны,

но Ты, добрый, яви щедрость,

чтобы не сжёг меня вечный огонь.

Дай место среди овец,

и от козлищ меня отдели,

поставив меня одесную.

Изобличив проклятых,

преданных жаркому пламени,

призови меня с благословенными.

Молю, коленопреклоненный,

с сердцем, почти обращенным в прах,

яви заботу о моем конце.

О, тот день слёз,

когда восстанет из праха

виновный грешный человек.

Так пощади его, Боже,

милостивый Господи Иисусе:

даруй им покой.

Аминь.

4. Жертвоприношение

О Господь Иисус Христос, Царь славы,

освободи души всех верных усопших

от мук ада и от преисподней.

Освободи их от пасти зверя,

да не засосёт их ад,

да не падут они во тьму.

Но пусть архистратиг Михаил

проводит их в святой свет,

как некогда ты обещал Аврааму

и семени его.

Жертвы и мольбы тебе, Господи,

с хвалою мы приносим:

Ты поддержи те души,

которые мы сегодня поминаем:

позволь им, Господи,

перейти от смерти к жизни,

как некогда ты обещал Аврааму

и семени его.

5. Свят

Свят, свят, свят

Господь Бог Саваоф!

Небо и земля полны славы Твоей.

Осанна в вышних!

6. Милостивый Господь Иисус

Милостивый Господи Иисусе,

даруй им покой вечный.

7. Агнец Божий

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира,

даруй им вечный покой.

Вечный свет даруй им, Господи,

с твоими святыми навеки,

ибо Ты милосерд.

Вечный покой даруй им, Господи,

и свет непрестанный пусть им сияет.

Оставить комментарий