Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Эта картина, полная буйства красок, иллюстрирует собой сюжет, о котором можно прочитать в трех синоптических Евангелиях. Саломея была дочерью Иродиады, бывшей замужем за своим дядей Иродом Филиппом I, а позднее вступившей в связь с его единокровным братом, Иродом II Антипой. Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно Евангелию, обличителем поруганного закона выступил Иоанн Креститель, который смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись случаем, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача: «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мф. 14: 6-8).
В своей картине Рубенс изобразил передачу блюда из рук дочери Саломеи жене царя - Иродиаде. При этом всех своих персонажей художник изобразил в костюмах XVII века.
Сцена, которую традиционно изображали в статике, в трактовке Рубенса обретает необычайный динамизм. Фигуры слева стремятся разглядеть принесенное блюдо, царь Ирод, сжав в кулаки скатерть, словно сдвигает на себя весь стол. Кажется, что в его глазах застывает ужас. На лицах остальных – любопытство и веселье. Но ни у одного из присутствующих в лице нет и тени страха от того, что на принесенном блюде лежит отрубленная голова пророка.
Композиция строится как треугольник. На первом его плане - главные действующие лица: мальчик с дрессированной обезьяной, дочь Ирода и царь. Вдалеке, над головами пирующих, - подобие стражи. Противопоставление планов формирует напряженный драматизм, контрастирующий с улыбающимися довольными лицами присутствующих. Среди них можно заметить и пару людей, одетых в рясы.
Рубенс не случайно изобразил гостями пира Ирода своих современников. Эти христиане ведут себя, как язычники, сыто радуясь смерти человека, забыв о заповеди «не убий». Главную идею произведения «транслирует» мальчик с обезьяной; лукаво глядя на зрителей из картины, он символизирует радостную покорность человека греху.
История создания.
Эту картину Питер Пауль Рубенс написал по заказу известного фламандского купца, банкира, мецената и коллекционера произведений искусства, Гаспара Роомера. На момент создания композиции «Пир Ирода», Роомер проживал на собственной вилле «Квартирант» в местечке Барра неподалеку от города Неаполь. Там он и хранил свои шедевры.
Гаспар Роомер был вдовцом, христианином-протестантом и весьма богобоязненным человеком. Он скупал картины самых разных художников, которые талантливо демонстрировали на полотне страсти человеческие (например, «Пьяный Силен», Рибера, 1626). Видимо, они были призваны ежеминутно напоминать хозяину о том, как может опуститься человек, не считающийся с Законом Божьим, забывший о своем Богоподобии.
Отношение автора к вере.
Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан в любви к Христу. Превосходное знание Библии оказалось важнейшим фактором для всей его творческой деятельности. Понимание христианства и одновременно человеческой природы – одно из главных качеств, которые и сделали из нидерландского художника, выдающегося на все времена мастера кисти. Люди на его полотнах действительно созданы из плоти и крови, а божественная суть передана удивительной красотой, мощью живописного мастерства.
Все свою деятельность Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежала никаких сомнений. Поэтому он создавал не только портреты по заказу, но многочисленные христианские сюжеты, в том числе предназначавшиеся для украшения соборов.
Одной из важных миссий художника была дипломатия. Забота о мире, в котором, наконец, закончились бы войны и передел финансов, особенно волновала Рубенса и заставляла часто ездить по свету. Но где бы ни оказывался Рубенс, в своих картинах он неизменно стремился передать христианское предназначение человека – доброту и любовь к ближним и Богу.
Биография.
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене, в семье юриста - эмигранта из Фландрии. В 1579 Рубенсы переехали в Кельн, где и прошло детство будущего живописца.
После смерти отца в 1587 году, мать с детьми вернулась в Антверпен, и Рубенс начался учиться в школе Ромбута Вердонка. Вскоре его определили в пажи к графине Маргарите де Линь, благодаря которой Питер стал обучаться рисованию у местных художников Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.
В 21 год Питер Пауль Рубенс был принят мастером в гильдию Святого Луки – антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников. В это же время он принял участие в росписи резиденции новых правителей Фландрии — эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.
В мае 1600 года мастер отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзаго. В марте 1603 этот Гонзаго отправил Рубенса с посольством в Испанию. Художник привез в дар испанской королевской семье несколько картин итальянских мастеров, а также собственные полотна. Они удостоились высокой оценки в Мадриде – не случайно именно в Испании Рубенс впервые прославился как живописец. После возвращении из поездки, художник 8 лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, долго жил в Риме. Но где бы ни находился Рубенс, он ни на минуту не прекращал рисовать.
В 1608 году скончалась мать Рубенса, и он отправился на родину. Во Фландрии мастер получил должность придворного живописца у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта в Брюсселе.
В 1609 Рубенс венчался с дочерью секретаря городского регентства Антверпена.
В 1621 году королева-мать Франции Мария Медичи отметила Рубенса как гениального художника, сделав ему заказы на несколько картин. Одновременно с этим Рубенс начал выполнять при ее дворе ряд дипломатических миссий в отношении испанского королевского рода Габсбургов. За свои заслуги в области дипломатии, в 1624 году художник получил испанское дворянство, а в 1630 был посвящен в британские рыцари Карлом I.
В 1629 году Питер Пауль Рубенс был удостоен звания почетного магистра искусств Кембриджского университета.
После 1635 года у художника стали учащаться приступы подагры. После 1638 года болезнь поразила его правую руку, лишив возможности писать. В феврале 1639 года состояние Рубенса уже вызывало опасения у всей семьи. 27 мая 1640 года художник составил завещание. 30 мая Питер Пауль Рубенс скончался в Антверпене, где и был похоронен.
Автор текста: Светлана Королева.