«Обезглавливание Иоанна Крестителя» - Кранах Лукас Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Обезглавливание Иоанна Крестителя»
«Обезглавливание Иоанна Крестителя»
Автор: Кранах Лукас Старший
Местонахождение: Архиепископский дворец, Кромержиж
Произведение: «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное возрождение
Дата создания: 1515 г.

Описание произведения

Описание мученической смерти Иоанна Крестителя засвидетельствовано в трех синоптических Евангелиях. Саломея была дочерью Иродиады, бывшей замужем за своим дядей Иродом Филиппом I, а позднее вступившей в связь с его единокровным братом, Иродом II Антипой. Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно Евангелию, обличителем поруганного закона выступил Иоанн Креститель, который смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись случаем, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача: «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мф. 14: 6-8).

Ужасающее действие на картине Кранаха происходит на фоне живописного пейзажа - вдалеке виднеются величественные горы и башни царского замка. Умиротворяющий вид природы несколько контрастирует с жестокой кровавой сценой, разворачивающейся перед зрителем на первом плане. В центре полотна мы видим палача с искаженным от злости звериным лицом. Он только что опустил свой меч на величайшего пророка. Из обезглавленного тела мощным потоком вытекают струи праведной крови. Глава святого Иоанна покоится на блюде, которое передают Саломее и ее матери. Их окаменелые сердца не чувствуют никакого сострадания к праведнику. Женщины самодовольно принимают кровавый трофей, расплываясь в жестокой улыбке. Почти все присутствующие на полотне персонажи являются соучастниками преступления. Однако на первом плане слева мы видим солдата с алебардой, который смотрит прямо на зрителя.

По свидетельствам немецких искусствоведов, этот персонаж обладает портретным сходством с самим Кранахом. Именно в его печальном взгляде можно услышать голос автора, который осуждает всех тех, кто пролил невинную кровь.

История создания

Германские историки утверждают, что в левом нижнем углу этой картины изображен герб чешского епископа епархии Ольмюц, Станислава Турзо - одного из родственников Фердинанда I, императора Священной Римской империи с 1558 года. Епископ жил с 1470 по 1540 годы и помимо прочего, славился тем, что оказывал покровительство людям науки и искусства. Вероятнее всего именно по его заказу Лукас Кранах создал данное произведение, которое изначально являлась триптихом. Сохранилась и другая его панель - «Обезглавливание святой Екатерины». Также в разных немецких музеях экспонируются несколько копий малоизвестных художников XVII века, сделанных с обеих досок, что говорит о том, что третья давно утрачена. Эти два произведения германские искусствоведы относят к одним из выдающихся работ Лукаса Кранаха Старшего в первую треть его творческой жизни.

Отношение автора к вере

До 1508 года Лукас Кранах вел жизнь обычного добропорядочного бюргера, занимаясь творчеством и книготорговлей. Но когда в новый Виттенбергский университет направили преподавать Мартина Лютера, его речи оказали сильное влияние не только на студентов, но и на всех образованных жителей города. Лютер получил степень доктора теологии и доходчиво объяснял слушателям на сколько злоупотребления Римско-католической церкви кощунственные с точки зрения непосредственно христианства. Художник всем сердцем воспринял его идеи, понимая, что нравоучения Иисуса, поданные на латинском языке, сегодня требуют особого толкования, а ещё охраны от более радикальных протестантских движений. И тогда в творчестве Кранаха произошел стилистический «разворот». Художник стал изображать идеи нового христианского мира, в котором главное - Богочеловеческая природа Иисуса Христа, а первородных грех, может быть преодолен исключительно действием благодати, выражаемой в самой вере.

Биография

Лукас Кранах родился в городке Кронах, Верхняя Франкония. Дата его рождения приблизительная – 4 октября 1472 года.

Настоящая фамилия художника – Лукас Зундер и первые навыки рисования, скорее всего он получил от своего отца, предположительно Ганса Зундера, но также многие исследователи считают, что этого человека звали Ганс Малер и скорее всего он был отчимом будущему художнику.

Так или иначе, с 1490-х годов Лукас путешествовал по Германии. В 1493 г. он посетил Палестину, в 1501 году — Вена, в которой прожил до 1504 г. Там он изучал творчество Альбрехта Дюрера и написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом.

В этот же период художник поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Лукасу Кранаху был пожалован дворянский титул и в том же году он побывал в Нидерландах. Живописец возглавил художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, стал издавать книги, совмещая это с книжной торговлей.

Постепенно Лукас Кранах стал самым богатым жителем Виттенберга и даже неоднократно избирался бургомистром города.

Полотна художника украшали дворцы знати и дома многих богатых горожан. Обилие заказов позволило Кранаху привлечь к живописи своих сыновей: в его мастерской работал старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и Лукас Кранах младший.

Кранах-старший был сторонником Реформации, он был знаком с Мартином Лютером и явился активным участником религиозного движения, которое тот сформировал - лютеранства. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты христианских деятелей, финансировал издание Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.

Лукас Кранах старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.

Составитель текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий