Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Южные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое монументальное произведение Андреа Пизано, выдающегося скульптора средневековой эпохи. Содержащие рельефные сцены и образы из Нового и Ветхого Завета, позолоченные бронзовые Врата размером 428 х 577 см поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами. По периметру Врата оформлены цветочным орнаментом с фигурками ангелов и святых.
Рельеф «Обезглавливание Иоанна Крестителя» находится в третьем ряду правой створки ворот, справа, и представляет библейскую сцену казни Предтечи по прихоти Иродиады, незаконной жены четверовластника Ирода Антипы.
На рельефе изображена темница в крепости Махерон, Святой Иоанн брошен на пол, над ним возвышаются фигуры воинов, пришедших обезглавить пророка. Один из них, на первом плане справа, уже занёс над головой Иоанна меч, двое других стоят на страже. Ладони Предтечи сложены в молитвенном жесте – он отдаёт себя в руки Господа. Усекновение главы Крестителя совершилось во время пира, устроенного Иродом в честь своего дня рождения. ГоловаИоанна Предтечи была преподнесена царём Саломее, дочери Иродиады, в награду за её танец: «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф.14:8–12).
Образы на рельефе прорисованы мастером в мельчайших подробностях.Выражение лиц, жесты, одежда персонажей – всё оживляет библейскую сцену, делает её понятной даже неискушённому зрителю. Характерной особенностью творчества Андреа Пизано, как и всех флорентийских скульпторов, в совершенстве владеющих ювелирным ремеслом, является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, с поразительной точностью переданы и второстепенные детали рельефов – архитектура, сопутствующие предметы, одежда.
История создания
В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.
Позолоченные бронзовые двери для флорентийского баптистерия Иоанна Крестителя – один из первых крупных заказов, выполненных Пизано (1330 – 1339). Они украшены 28 барельефами, двадцать из них – со сценами из жития Иоанна Крестителя, восемь нижних представляют образы Добродетелей. Первоначально двери находились на восточной стороне баптистерия, напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в настоящее время – в его Южном портале.
Вот что пишет историк итальянского искусства, Джорджо Вазари о том, почему оформление Врат было доверено именно Пизано и как оно производилось: «Ему, говорю, было поручено завершить ее, ибо среди многих, работавших до того времени, он был признан наиболее достойным, наиболее опытным и наиболее дельным мастером не только Тосканы, но и всей Италии. Таким образом, он к этому и приступил с духом, полным решимости не щадить ни времени, ни трудов, ни рвения для выполнения работы столь важной; и судьба благоприятствовала ему настолько в этом литье, что он, в те времена, когда еще не знали тех секретов, которые теперь известны, в течение двадцати двух лет довел эту работу до того совершенства, какое мы видим ныне… Не обойду молчанием и того, что при выполнении этой двери Андреа пользовался помощью сына своего Нино, который впоследствии стал мастером гораздо лучшим, чем был его отец».
Отношение автора к вере
На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Пизано выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры, украшающие соборы Флоренции, Пизы и Орвието. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.
Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные Врата флорентийского баптистерия – композиции на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, над которыми мастер трудился почти десятилетие. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, сумел передать истинный путь добродетельной жизни, а также всю пагубность страстей человеческих и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.
Биография
Андреа Пизано (де Понтедера) – итальянский архитектор, скульптор и ювелир, родился около 1290 года в семье нотариуса из Пизы, Уголино ди Нино, в местечке Понтедера. По сведениям исследователей его биографии, Андреа обучался художественному мастерству в Пизе. Первое документальное упоминание о скульпторе Андреа Пизано – 1330 год, тогда ему было заказано оформления дверей баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции. Эта работа стала главной для мастера и была закончена в 1339 году. У Андреа были сыновья – Нино и Томмазо, тоже ставшие скульпторами и даже превзошедшие отца в мастерстве.
По чертежам Андреа Пизано были возведены замок Скарперия в Муджелло, у Апеннинских гор, баптистерий в Пистойе и некоторые здания во Флоренции. В качестве скульптора он работал над украшением собора в Орвието, организовал скульптурную мастерскую во Флоренции. Вместе с великим Джотто работал над украшением кампанилы флорентийского собора, около 1340 года был назначен главным мастером этого собора. Вот что пишет о скульпторе Джорджо Вазари : «Андреа Пизано, который занимался скульптурой во времена Джотто, внес в это искусство такое улучшение, что за свои дела и знания почитался в этой деятельности мужем величайшим из тех, что до той поры были у тосканцев, и в особенности в литье из бронзы».
В 1343 году Андреа уехал из Флоренции в Пизу. В 1347 году Пизано был назначен главным мастером собора в Орвието. Умер скульптор во время чумы 1348 года, погребен сыновьями в Санта-Мария-дель-Фьоре с эпитафией:
«В урне большой здесь покоится Андреа.
Из мрамора который мог сотворить лица живые
И ставил посреди храмов изображения богов
Из меди, из блестящего золота, из прекрасной слоновой кости».
Автор текста: Марина Румянцева