«Небеса проповедуют славу Божию» - Мендельсон Феликс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Небеса проповедуют славу Божию»
«Небеса проповедуют славу Божию»
Автор: Мендельсон Феликс
Произведение: «Небеса проповедуют славу Божию»
Жанр: Хоровое песнопение
Год создания: 1821 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

«Небеса проповедуют славу Божию» - духовное произведение Ф.Мендельсона Бартольди для хора без инструментального сопровождения. Композитор выбрал хвалебный псалом библейской книги Псалтирь для создания гимна на немецком языке. Произведение для этого жанра объемное - длится четыре минуты. Характер сочинения светлый, радостный, композиция выдержана в сдержанном темпе. Музыкальный рисунок богат полифоническими фигурами, многоголосье виртуозно акцентирует слова псалма. Трудно поверить, что эту гармоничную и совершенную красоту создал двенадцатилетний композитор.

История создания.

С 1819 года Ф.Мендельсон брал уроки композиции и контрапункта у известного немецкого композитора Карла Фридриха Зельтера. Юный Феликс делал большие успехи и уже с 1821 года стал давать домашние концерты для лучшей берлинской публики, которая собиралась в доме его родителей. Мендельсоны принимали у себя в салоне весь цвет искусства и культуры страны. Произведения «а капелла», к которым относится и «Небеса проповедуют славу Божию» мальчик писал под влиянием музыки великого И.С.Баха. В настоящее время духовные сочинения Ф.Мендельсона очень известны и исполняются лучшими музыкальными коллективами мира.

Отношение автора к вере.

Феликс Мендельсон Бартольди имел еврейские корни, но его родители решили не делать обрезания, а крестить мальчика. В возрасте семи лет Феликс принял Крещение и дальше воспитывался, как христианин. Впоследствии, композитор женился на дочери священника. Множество его духовных произведений, здоровый консерватизм в музыкальных вкусах, за который композитор нередко подвергался осуждению, свидетельствуют о желании послужить Богу, открыв миру красоту гармонии. Он возродил для Европы величайшие шедевры христианской музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, не стыдился всю жизнь учиться у великого автора кантат и хоралов. Отвергнув многие выгодные предложения из-за требований «свободного искусства», Феликс Мендельсон был счастлив получить пост музыкального директора Лейпцига. Композитор руководил оркестром, театром и школой певчих, стены которой слышали еще великого Баха. В этом он нашел свое призвание и счастье.

Биография.

Родился будущий великий композитор 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Отец Феликса был банкиром, дед – знаменитым философом, труды которого впоследствии издаст композитор. Родители стремились дать детям, проявлявшим незаурядные музыкальные способности, самое лучшее образование. Но, в то же время, отец не спешил возлагать надежды на исключительный талант сына, пока не удостоверился в успехе. Когда учитель музыки двенадцатилетнего Феликса Зельтер продемонстрировал мастерство импровизации ученика великому Гете, тот сравнил его с юным Моцартом такими словами: «Музыкальные вундеркинды ... они, вероятно, уже не так редки; но то, что этот маленький человек может делать в импровизации и игре на виду, граничит с чудом, и я не мог поверить, что это возможно в столь раннем возрасте.- И все же вы слышали Моцарта на седьмом курсе во Франкфурте?- сказал Зельтер. - Да, - отвечал Гете, - это так... но то, что ваш ученик уже делает, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое воспитанный разговор взрослого человека имеет к лепету ребенка.» Впоследствии Феликс Мендельсон положит несколько стихотворений Гете на музыку.

Преподаватели Ф.Мендельсона обучали его строгому классическому стилю, и он сам стремился как можно глубже изучить произведения И.С.Баха. Его характеру и вкусам были чужды новаторские современные приемы композиции, поэтому среди музыкантов у него были, как поклонники, так и противники. Самым активным противником считался Рихард Вагнер, рукопись которого Мендельсон имел неосторожность потерять, будучи музыкальным директором Лейпцигского оркестра. К сторонникам и даже защитникам композитора относился П.И.Чайковский, который письменно выступал на стороне консервативного музыканта.

Несомненно, творчество Мендельсона особенно ярко проявилось в Лейпциге, Берлине и Лондоне – после возрождения постановки в 1829 году «Страстей по Матфею» И.С.Баха о молодом композиторе заговорила вся музыкальная общественность. В этом же году состоялся его первый визит в Великобританию, способствовавший признанию его величайшего таланта, затем в течение жизни до 1847 года эти визиты- гастроли помогали композитору творить.

На посту музыкального директора Лейпцига Феликс Мендельсон занимался возрождением музыки композиторов XVIII века, а также исполнял произведения современников. В 1843 году композитор открыл консерваторию в этом городе и пригласил туда преподавать музыкантов-единомышленников Р.Шумана,Й.Йоахима и других. Это консервативное учебное заведение после его смерти возглавил друг и соратник Игнац Мошелес.

Деятельный композитор из-за сильного переутомления чувствовал себя плохо в последние годы, поездка в Англию забрала много сил и оставила его больным и измученным, а известие о смерти сестры в 1847 году еще усугубило это состояние. Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге после серии инсультов, от таких же симптомов скончались его сестра, родители и дед. Композитор был похоронен в Троицкой церкви Берлина, а отпевание проходило в Лейпциге. Траурная процессия состояла из выдающихся музыкантов-соратников композитора, в числе которых был Роберт Шуман. Ф.Мендельсон описывал будущую вечную жизнь в письме к неизвестному лицу, как место «где, как можно надеяться, есть еще музыка, но больше нет печали и расставаний».

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Der Himmel verkündet es: Gott ist groß!

Das Heer der Sterne bezeugt seine Schöpfermacht.

19:3Ein Tag sagt es dem andern,

jede Nacht ruft es der nächsten zu.

19:4Kein Wort wird gesprochen,

kein Laut ist zu hören

19:5und doch geht ihr Ruf weit über die Erde

bis hin zu ihren äußersten Grenzen.

Gott hat der Sonne ein Zelt gebaut.

19:6Sie kommt daraus hervor

wie der Bräutigam aus dem Brautgemach,

wie ein Sieger betritt sie ihre Bahn.

19:7Sie geht auf am einen Ende des Himmels

und läuft hinüber bis zum anderen Ende.

Nichts bleibt ihrem feurigen Auge verborgen.

19:8Das Gesetz des HERRN ist vollkommen,

es gibt Kraft und Leben.

Die Mahnungen des HERRN sind gut,

sie verhelfen Unwissenden zur Einsicht.

19:9Die Weisungen des HERRN sind zuverlässig,

sie erfreuen das Herz.

Die Anordnungen des HERRN sind deutlich,

sie geben einen klaren Blick.

19:10Die Ehrfurcht vor dem HERRN ist untadelig

und hat für immer Bestand.

Die Gebote des HERRN sind richtig

und ohne Ausnahme gerecht.

19:11Sie sind kostbarer als das feinste Gold,

süßer als der beste Honig.

19:12Auch ich höre auf deine Gebote, HERR,

denn wer sie befolgt, wird reich belohnt.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу,

и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

Оставить комментарий