Мост Святого Ангела - Бернини Джованни Лоренцо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мост Святого Ангела
Мост Святого Ангела
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Мост Святого Ангела, Рим, Италия
Произведение: Статуи на мосту Святого Ангела
Жанр: Скульптура
Год создания: 1667 – 1669 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко

Описание произведения.

В 1667 году Джованни Лоренцо Бернини получил заказ от Папы Римского Клемента IX на создание нового оформления ограждений моста Святого Ангела в Риме. Бернини спроектировал парапет моста и десять статуй Ангелов, олицетворяющих Крестные страдания Иисуса Христа. Каждая скульптура была снабжена одним из орудий Страстей Христовых и сопровождена соответствующей цитатой из Священного писания. Две статуи выполнил сам Бернини (помогал мастеру его сын Паоло) – Ангела с Терновым венцом и Ангела со Свитком (Картушем), остальные восемь, по моделям мастера, сделали его ученики.

Своим Ангелам, бестелесным существам, представителям Небесных Сил Бесплотных, Бернини, нарушив существующие в то время изобразительные каноны, придал человеческие черты. У Ангела, держащего Терновый венец, мужественное страдающее лицо и фигура, в которой прорисован каждый мускул. У Ангела со Свитком – фигура более изящная и женственное лицо. Однако в соответствии с церковными догматами, мастер сделал глаза ангелов «пустыми», избавив статуи от излишней экспрессии, направив композиционный акцент на орудия Страстей. На скульптуре Ангела, держащего Венец, надпись «Я страдаю, шипы терзают Меня», на скульптуре Ангела с Картушем – «Бог царствовал с древа».

Ученики скульптора изваяли статуи Ангела с Колонной бичевания («И престол Мой на колонне»), Ангела с Кнутом («Я готов к кнуту»), Ангела с Крестом («Чье правление будет на плечах его»), Ангела с Губкой («И в жажде Моей поили Меня уксусом»), Ангела с Копьём («Ты предавший сердце Моё»), Ангела с Гвоздями («И они воззрят на Него, которого пронзили»), Ангела с Судариумом, куском материи, которым отёрли лицо Иисуса («Посмотри на лицо Христа твоего»), Ангела с Игральными костями и Одеянием («На одеждах Моих бросали жребий»).

Скульптуры Ангелов работы Бернини хранятся сейчас в церкви Сан-Андреа делле Фратти, на мосту находятся их копии.

История создания.

Мост Сан-Анжело (мост Святого Ангела) был построен в 134 году по приказу римского Императора Адриана. Первоначально на его ограждениях были установлены статуи Побед, держащих короны и символизировавших жизненный путь Адриана. В 1300 году статуи были разрушены, а ограждения моста почти два века использовали для демонстрации казненных преступников. В 1535 году, по приказу Папы Клемента VII, на мосту появились статуи Апостолов Петра и Павла, позже к ним были добавлены и другие библейские персонажи.

В 1667 году, по заказу Святого Престола, Бернини спроектировал новое ограждение моста и сделал эскизы для десяти Ангелов, несущих предметы Христовых Страстей. Двух из них скульптор создал сам. Это Ангел с Терновым венцом и Ангел со Свитком. Когда работа подходила к завершению, Папа потребовал от Бернини выполнить их копии для личных нужд. Мастер заказ выполнил, но не отдал – новые Ангелы так и остались у скульптора до его смерти. В 1729 году внук Бернини, Просперо, пожертвовал их в семейную церковь Сан-Андреа делле Фратти.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий