yandex

Икона «Премудрость созда себе дом» - Новгородская иконописная школа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Премудрость созда себе дом»
Икона «Премудрость созда себе дом»
Иконописная школа/ автор: Новгородская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Премудрость созда себе дом»
Время создания: Середина XVI века

Описание иконы.

Икона «Премудрость созда себе дом» (Притч.8:22–33, 9:1–5; Ис.7:14; Иез.10:9–14;1Кор.1:23–24; Еф.3:8–12; Откр.5:12), написанная новгородскими мастерами в середине XVI века, поступила в собрание Третьяковской Галереи из собора Афанасия и Кирилла Александрийских Кириллова монастыря, что в новгородской области.

Образ написан темперой, на деревянной доске размером 146 × 106 см. Композицию иконы составляют сразу несколько тем. Слева, крупно, в нескольких кругах славы, представлен Дом Софии – образ Силы и Премудрости Божией. София, «Наднебесных сущностей пресущественная Причина», представлена на золотом троне, с чашей Мудрости в левой руке и с жезлом в правой. Она изображена в белых одеждах, с нимбом из красного и зелёного ромбов, рядом надпись: «Божия Сила Божия Премудрость». Её фигура и взгляд обращены в сторону Богородицы и Младенца Эммануила, сидящих на престоле в круге славы поменьше, справа. Трон Софии стоит на семи столпах, в красном круге с херувимами, означающих «обилие знания». В этом же круге помещены «разумные» колёса и изображения льва, человека, орла и тельца. Дом Софии снаружи описывает широкий коричнево-зелёный круг славы с облаками и медальонами чинов Иерархии. Наверху этого круга, прямо над головой Софии, изображена чаша Евхаристии, трактуемая также как символ Девы.

Справа, немного выше Дома Софии, в круге славы поменьше, тех же цветов, что и у Премудрости, изображена Мария на троне с Христом Эммануилом, «тайна предвечного определения». Это и есть новый избранный храм Софии.

Над кругом славы Силы и Премудрости Божией находится Иерусалимский храм и его строитель царь Соломон, представленный как «слуга Премудрости». С храма он обращается к Деве Марии и Христу, на развёрнутом свитке в его руках надпись: «Премудрость созда себе храм и утверди в нем седмь столп». На свитке Святого Козьмы Маиумского, изображённого под славой Богородицы, слова тропаря канона Великого четверга: «Всепричинная подательница жизни безмерная мудрость Божия создала себе храм из чистой, не знавшей мужа Матери: ибо в храм телесный облекшийся славно прославился Христос Бог наш».

В центре иконы изображена сцена Пира Премудрости, представленного в двух ипостасях духовного состояния. Первую олицетворяет сама София с чашей, призывающая на пир, другую представляют люди, входящие в Церковь, Царство Божие на земле. Слуги Премудрости, подающие чаши жаждущим Мудрости, это пророки, апостолы и отцы Церкви.

Храм с семью Вселенскими соборами «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15) находится в самой верхней части иконы. Изображение Вселенских соборов (с императорами тех времён в медальонах), представленных в хронологическом порядке, как единого храма, раскрывает символику семи вытесанных столпов, лежащих в основании трона Премудрости.

Цветовая гамма образа яркая, сияющая, пронизанная обилием света от золотого фона. Цвета одежд насыщенные – зелёные и зеленовато-коричневые, зеленовато-синие, киноварные с обилием пробелов, подчёркивающих движение, контрастом здесь смотрятся белые одежды Софии. Соборы с множественными фигурами тщательно выписаны, их стены светлого оливкового цвета, купола тёмные, акцентированные светлыми графичными пробелами в тон. Вохрение плавью, светло-коричневое по оливковому санкирю, плотное, без движков. Фон и поля иконы золотые.

История образа.

Иконография образа основана на ряде литературных источников. Среди них тексты ветхозаветных и новозаветных книг: Притчей Соломоновых (Притч.8 :22–33, 9:1–5), пророков Исаии (Ис.7:14), Иезекииля (Иез.10:9–14), посланий апостола Павла (1Кор.1:23–24; Еф.3:8–12), «Откровения Иоанна Богослова» (Откр.5:12); кроме того — Корпус Ареопагитик (О Небесной Иерархии.6–9; О божественных именах.7:1–2; О Мистическом богословии.1; Послание Титу-иерарху) и других.

Влияние на сложение этого иконографического извода оказали паремийные чтения 9-й притчи на вечерней службе в честь праздников Рождества и Успения Богородицы, и символико-богословские образы канонов и «слов» византийских гимнографов Андрея Критского (VII — начало VIII века), Иоанна Дамаскина (VIII век), Козьмы Маиумского (VIII век), тропари 1-й песни 1-го канона Рождеству Христову и канона Великому четвергу.

Образ Дома Премудрости в иконе представлен в контексте «благовествования» апостола Павла (Еф.3:8–12). Пир Премудрости изображен согласно тексту стихов притчи: «Заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто не разумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч.9:2–5). «...Препремудрая и благая Премудрость в изречениях воспевается, чашу тайную оставляющая и священное свое питие изливающая, а прежде того твердую пищу предлагающая и с высоким проповеданием сама нуждающихся в ней благолепно приглашающая. Двойную ведь пищу божественная Премудрость предлагает: одну — твердую и неподвижную, а другую — жидкую и изливаемую, — и в чаше промыслительной ее благости подает. Округлая и открытая чаша да будет символом открытого и на все исходящего безначального и нескончаемого обо всех промысла» (Дионисий Ареопагит. Титу — иерарху, вопросившему посланием, что такое дом Премудрости, что — чаша и что — еда ее и питье).

«Дом имени Господа» (3Цар.5:5), Иерусалимский храм, созданный царем Соломоном, хранил скинию, построенную Веселиилом, которым руководила сама Премудрость: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумом, ведением и всяким искусством» (Исх.31:3). Не случайно, скиния, прообразовавшая Церковь Христову, на иконе расположена на одном уровне с образом Богоматери на престоле — «новым храмом Премудрости».

Самым ранним известным русским памятником с композицией «Премудрость созда себе храм» является фресковая роспись в притворе церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода, конца XIV века. Икона «Премудрость созда себе дом» также современна росписи (между 1547 и 1569 годами), Золотой Царицыной палаты в Московском Кремле с композицией «Премудрость созда себе храм» на одном из её сводов.

Особенности иконописной школы.

Самым значимым периодом в развитии новгородской иконописи был рубеж XIV – XV веков. Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородские мастера выбирают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых. Композиции новгородской живописи просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение. Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.

Композиции новгородского письма всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму. Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела. В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.

В конце XV века, во время последнего противостояния Новгорода и Москвы, начинается активное прославление местных святых и истории. Но, уже в первой половине XVI века, происходит слияние новгородской традиции с московской.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий