Икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием» - иконописные мастерские Москвы

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием»
Икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием»
Иконописная школа/ автор: иконописные мастерские Москвы
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием»
Время создания: Конец XIV — начало XV века, клейма XVIII века

Описание иконы.

Икона «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием» (Мал.3:1; Лк.1:80), написанная мастерами московской школы в конце XIV — начале XV века (клейма датируются XVIII веком), поступила в собрание Третьяковской Галереи из старинной церкви Зачатия Иоанна Предтечи села Городище, под Коломной, в 1935 году. Была раскрыта в ГТГ в 1950 году реставратором И.А.Барановым.

Образ написан яичной темперой по левкасу, на липовой доске с двойным ковчегом и врезными сквозными шпонками, размером 170 × 120 см, покрытой паволокой. Авторство образа не среднике иконы некоторые специалисты приписывают Дионисию.

Иоанн Предтеча представлен в образе Ангела пустыни: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Пророчество Малахии). Предтеча стал обладателем ангельского естества за подвиг аскезы. Он изображён на золотом фоне в полный рост, стоящим прямо, с большими мощными крылами. Правой рукой Пророк благословляет, в левой держит развёрнутый свиток. Средник иконы обрамлен шестнадцатью клеймами с житием Святого.

Власяница на Иоанне коричнево-зелёная, гиматий и крылья зеленовато-коричневые с пробелами, папоротки на крыльях синие. Вохрение золотистое по оливковому санкирю, плавями. Раскрытый свиток белого цвета с черными буквами и красным инициалом. Первоначально написанная фигура Иоанна Предтечи сохранилась только до колен. Нижняя часть фигуры и крыльев, как и клейма, работы XVIII века.

Изображения на шестнадцати житийных клеймах, начиная с левого верхнего края, по часовой стрелке: «Явление ангела Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Выбор имени новорождённому», «Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе», «Убиение Захарии», «Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню», «Моление Иоанна в пустыне», «Ангел ведет Иоанна к Иордану», «Крещение Иисуса Христа», «Крещение народа в Иордане», «Обличение Ирода», «Иоанн Предтеча в темнице», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Принесение главы Иоанна», «Погребение Иоанна Предтечи», «Обретение главы Иоанна Предтечи».

История образа.

Иоанн Предтеча – последний пророк Ветхого Завета, открывший народу Израиля Иисуса Христа как Спасителя и Мессию. Другое наименование Святого, Креститель, обозначает его миссию крещения Христа. О жизни и служении Иоанна Предтечи написано в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Почитание Иоанна Предтечи повлияло на формирование обширной и разноплановой иконографии Святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне». Самый древний из образов, икона «Святой Иоанн Предтеча» из монастыря святой Екатерины на Синае, датируется второй половиной VI века. Святой Иоанн обычно изображается облаченным во власяницу и гиматий.

В византийском искусстве образ Иоанна Предтечи раскрывал различные аспекты служения Святого и его почитания. В конце XIII века формируется иконографический тип «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». В его сложении выделяется несколько этапов. В X – XI веках существовала сцена «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», где на фоне пейзажа представлен момент призвания на служение. В середине XI века в миниатюрах появилось изображение Иоанна Предтечи с секирой на неплодном дереве: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3.9), нередко эти слова помещают на свитке в его руке. В XII веке появились также образы «Святой Иоанн Предтеча в пустыне», где пустыня, секира на неплодном дереве, свиток с текстом и глава в сосуде были соединены с образом молящегося Святого. Например, на фреске церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде, на иконах из монастыря святой Екатерины на Синае.

В конце XIII века этот тип иконы был дополнен изображением крыльев. Самый ранний образ крылатого Иоанна Предтечи, датируемый 1296 годом, сохранился на фресках церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в сербском городе Арилья. Литературным источником изображений крылатого Иоанна является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал.3:1). Согласно толкованию Святых отцов, Иоанн Предтеча стал обладателем естества, равного ангельскому, вследствие своего аскетического подвига.

Особенности иконописной школы.

О московской школе иконописи с уверенностью можно говорить лишь со времени XIV века, более ранних её памятников не сохранилось. Именно тогда проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. Москва провозглашает себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, в иконописи это отражается наследованием традиций владимирского письма.

В темной, драматичной палитре образов начала XIV века прослеживается влияние константинопольских мастеров. В это время для московской живописи характерны большой размер икон, отчетливость и плоскостность образов, декоративность и яркость красочной палитры. Во второй половине XIV столетия в Москву приезжает константинопольский мастер Феофан Грек. Его живописная манера отличается эмоциональным напряжением, выраженным в повышенной динамике образов, их поз и жестов, летящих складок одежд. Освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских земель находят выражение в творчестве ученика Феофана, Андрея Рублёва. Наивысшей точкой развития живописи, как самого Рублёва, так и всей русской средневековой культуры, считается образ Троицы. Сочетание поз ангелов, спокойной палитры и плавности форм образа создают впечатление гармоничного единства.

Работы Рублёва отмечены ясностью, прозрачностью и гармонией образов, всё это можно проследить и в дальнейшем развитии московской школы. Плавные и едва заметные блики на образах создают особую мягкость письма. В колористике икон преобладают прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого. Продолжателем традиций Рублёва в конце XV века становится Дионисий, ещё один выдающийся мастер иконописи. Отличие его манеры состоит в большей праздничности, тонкости или даже хрупкости образов, усиленной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов. Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных Святых и святынь.

Решениями Стоглавого собора в1551 году, от иконописцев стало требоваться строгое следование утвержденной иконографии, а иконы Андрея Рублёва провозглашались её образцом. Московская икона ориентируется не на мгновенное восприятие образа, а на вдумчивую его созерцательность.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий