«Хвалите Имя Господне» - Ведель Артемий Лукьянович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«Хвалите Имя Господне» - духовное произведение А.Л.Веделя для хора а капелла. Сочинение предназначено для исполнения на праздничном вечернем богослужении, написано на традиционный текст – избранные стихи из 134 и 135 псалмов библейской книги Псалтирь. Произведение является хвалебным гимном Господу, оно выполнено в сдержанном темпе. Торжественный характер музыки отображает важность момента – центральной части богослужения, когда открываются Царские Врата, освещается все храмовое пространство и все священство выходит из алтаря к праздничной иконе. С «Хвалите Имя Господне» начинается полиелей. По определению иерея Василия Песцова: «Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете, к тихой радости, о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний».
История создания.
Произведение «Хвалите Имя Господне» написано А.Л.Веделем для богослужебного исполнения, но с течением времени сложилась традиция исполнять его в качестве концертного. При этом, все сочинения композитора требуют высокого профессионализма от исполнителей, чтобы верно интерпретировать замысел автора. Стиль барокко подарил миру много прекрасных музыкальных произведений, в это время получил развитие и распространение жанр духовных гимнов – сочинений на псалмы. Лучшие кантаты, библейские оратории, богослужебные песнопения Великого Поста, Пасхи и Рождества Христова были написаны в эту щедрую эпоху.Отношение автора к вере.
Артемий Лукьянович Ведель родился в православной семье и получил классическое воспитание и образование. С раннего возраста будущий композитор пел в церковном хоре, затем стал писать духовную музыку и произведения для богослужений, а также обучать певчих. По воспоминаниям любимого ученика А.Веделя протоиерея Петра Турчанинова, композитор вел жизнь аскетическую и при всей славе, которая его окружала, он не прельщался богатством и положением, много молился или сочинял музыку. Впоследствии тот же протоиерей Турчанинов, а также некоторые другие знакомые композитора, свидетельствовали о его юродстве ради Христа.
Биография.
Будущий церковный певчий, композитор и педагог А.Л.Ведель родился в 1767 году в Киеве на Подоле в обеспеченной мещанской семье. Сведений о нем осталось не так много и большая часть их получена из воспоминаний его ученика Турчанинова. Известно, что с раннего детства у Артемия проявился талант к музыке – он имел замечательный тенор, который приводил в волнение всех слушателей. Ведель получил достаточное образование для того времени – он поступил в академический хор, затем в Киевскую духовную академию. Учась в философском классе, стал регентом академического хора. Конечно, будущий композитор учился музыке, но к тому же имел огромный талант все постигать практически и очень успешно - в студенческом оркестре он стал первым скрипачом-солистом. Слава о прекрасном теноре распространилась далеко за пределы Киева, и московский генерал-губернатор Еропкин пригласил его в Москву. После его смерти в 1794г. композитор вернулся обратно в Киев.
Удивительно, что и после подростковой «ломки» голос Веделя остался таким же прекрасным, ничуть не изменившись. Вот что вспоминает о нем Турчанинов, который юношей пел в хоре генерала Леванидова: «Мы спели старинный концерт Рачинского «Возлюблю Тя, Господи», в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то генерал и все присутствовавшие восхищены были до небес. Я же забыл, где нахожусь, а только слушал и восхищался небесным пением Веделя.» Генерал пригласил Артемия Лукьяновича управлять хором, произвел в поручика, затем в капитана и сделал своим адъютантом. Хор быстро приобрел известность и стал лучшим в Киеве. Это был период расцвета композиторского таланта Веделя. Помещики дорого платили за каждую пьесу, переписанную для их капелл. Однажды, после исполнения концерта «Доколе, Господи...» князь Дашков снял с себя золотой шарф, и положив в него 50 червонцев, подарил автору.
В 1795 г. генерал Леванидов получил назначение в Харьков и Ведель переехал вместе с ним. Турчанинов, бывший его любимым учеником и живший несколько лет с ним вместе, изображает его в своих мемуарах как человека религиозного, целомудренного, истинного постника и аскета в условиях мирской жизни. Состоя на военной службе, Ведель вел замкнутый и созерцательный образ жизни, избегал общества и развлечений. Дома занимался сочинением музыки, чтением и молитвой. Ежедневно ходил в церковь, часто причащался, не ел мяса, спал на грубом войлоке. Он старался скрывать свой образ жизни от товарищей, но Леванидов однажды подглядел, что делает Ведель в свободное время - он стоял на коленях перед иконами и пел.
Кроме композиторской деятельности, Ведель открыл вокальные классы, и его ученики успешно проходили конкурс в главные хоровые коллективы Российской Империи – руководитель Придворно-Певческой Капеллы Д.С.Бортянский высоко отзывался о талантах Артемия Лукьяновича.
В 1798 г. Ведель уволился со службы, раздал свое имущество и вернулся в Киев в родительский дом. Он неожиданно для всех начал юродствовать. Одни его считали помешанным, но близко знавшие его люди (Турчанинов, прот. И. Леванда) были уверены, что юродство это - добровольно и сознательно. Композиции и в это время Ведель не оставлял. Его всячески поддерживали многие влиятельные и обеспеченные люди, включая губернатора, но он все приносимое раздавал солдатам и нищим.
Турчанинов вспоминает, что умер композитор в 1810 г., в родительском доме, куда переехал за несколько дней до смерти, в садике, стоя на молитве. Погребение было очень многолюдным и торжественным. Но, к сожалению, спустя четверть века, Турчанинов, будучи проездом в Киеве, уже не смог отыскать могилу своего учителя.
Музыка А.Л. Веделя была созвучна эпохе, но в тоже время очень самобытна. Несмотря на запреты и полное отсутствие публикаций в течение длительного времени (до конца XIX века), некоторые сочинения (прежде всего, «Покаяния») стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров. В настоящее время произведения композитора возвращаются из небытия, они изучаются, исполняются и записываются. Примечательно, что много духовных концертов композитора написаны на псалмы, в которых псалмопевец ищет защиты у Господа в несправедливых гонениях. Такой была жизнь композитора, все скорби и печали он приносил Богу.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Хвалите имя Господне, аллилуйа
яко в век милость его. Аллилуйа
Исповедайтеся Господеви, яко благ, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Исповедайтеся Богу богов, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Исповедайтеся Господеви господей, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Сотворшему чудеса велия единому, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Сотворшему небеса разумом, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Утвердившему землю на водах, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Сотворшему светила велия единому, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Солнце во область дне, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Луну и звезды во область нощи, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Яко во смирении нашем помяну ны Господь, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
И избавил ны есть от врагов наших, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Даяй пищу всякой плоти, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа
Исповедайтеся Богу Небесному, аллилуйа
яко в век милость Его. Аллилуйа.