Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Гипсовый эскиз «Голова Иоанна Крестителя на блюде» был создан фламандским мастером эпохи Возрождения - Лукасом Файдербе для скульптуры, служащей украшением реликвария церкви Святого Иоанна Крестителя в Мехелене.
Голова Иоанна Предтечи на блюде – дар правителя Иудеи Ирода Антипы своей падчерице Саломее за танец, исполненный ею на праздничном пиру в честь именинника. Ирод, впечатлённый танцем Саломеи, «с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит» (Мф.14:7). Саломея же, согласно Библии, «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мф.14:8).Иродиада давно мечтала извести Предтечу за то, что он обличал её незаконный брак. Ирод Антипа сдержал свою клятву.
Скульптура изображает голову Крестителя, лежащую анфас на плоском блюде. На лице святого Иоанна, окружённом всклокоченными вьющимися локонами волос и бороды, застыло выражение недоумения, но и неколебимой правоты. Глаза пророка закрыты, рот полуоткрыт. Голова Иоанна, отделённая от тела, продолжает обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».
Тонко и подробно проработанные мастером пластические детали усиливают эмоциональный фон композиции. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет гипс, включая зрителя в происходящее и заставляя его сопереживать.
История создания
Недалеко от величественного мехеленского собора Святого Румбольда, в скульптурном оформлении которого принимал участие и Лукас Файдербе, находится церковь Иоанна Крестителя. Здание храма было заложено ещё в XIII веке и с тех пор неоднократно перестраивалось. Свой нынешний вид оно приобрело в середине XV столетия.
Для церкви Святого Иоанна Крестителя Файдербе создаёт два прекрасных реликвария, размещённых рядом с алтарём. Считается, что алебастровый эскиз головы Святого Иоанна Предтечи, находящийся сейчас в частной коллекции, мастер сделал для скульптурного оформления этих объектов. Пластика Главы Иоанна характерна для самостоятельного периода творчества художника, понемногу отходящего от торжественных и монументальных «рубенсовских» форм.
Отношение автора к вере
Лукас Файдербе был ревностным католиком, имел большую семью и всегда много и плодотворно трудился. На протяжении своей жизни мастер сделал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих церквях Фландрии. Он создавал скульптурные образы Иисуса, Богородицы и святых, наделяя библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его новозаветные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозные чувства художника.
Файдербе начал свою карьеру в важнейший исторический период контрреформации, когда от художников требовалось создавать скульптуры, которые были бы понятны и людям, незнакомым со Священным Писанием. За долгие годы своей жизни Лукас Файдербе построил и оформил скульптурами множество фламандских соборов, церквей и мемориальных комплексов. В 1640-х и 1650-х годах он создал для фламандских церквей восемь алтарей в стиле барокко, а в 1660-х и 1680-х годах – ещё пять. Последние алтари мастера кажутся строгими, вытянутыми ввысь, все они имеют оформление преимущественно в виде геометрических элементов.
Биография
Лукас Файдербе - знаменитый голландский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса, родился 19 января 1617 года во фламандском городе Мехелен, в семье художников Хендрика Файдербе и Корнелии Франшой. Отец Лукаса руководил мастерской декоративной пластики и резьбы по алебастру, где юноша и постиг основы скульптуры. После смерти его отца, мать вновь вышла замуж – за скульптора Максимилиана Лаббе, под руководством которого Лукас продолжил своё обучение.
Когда юноше исполнилось девятнадцать лет, его приняли учеником в мастерскую Питера Пауля Рубенса в Антверпене, что было большим персональным достижением молодого скульптора. Покинув мастерскую Рубенса и отказавшись от поездки в Италию для дальнейшего совершенствования в мастерстве, через три года он вернулся в Мехелен, чтобы жениться на Марии Снайерс, которая ждала от него ребенка. На родине, благодаря протежированию Рубенса, Лукас был принят в Гильдию Святого Луки и начал работать в Брюсселе, Антверпене и Ауденарде.
Ранние работы Файдербе имели сильное влияние творчества Рубенса. В этот период он создал несколько больших скульптур святых, исполненных торжественной монументальности, для церквей в Мехелене и Брюсселе. Файдербе становится востребованным художником и начинает получать множество заказов. Во время второго творческого периода (1645 – 1655) работы мастера приобретают большую пластичность и выразительность, утонченный дизайн. В последнем периоде мастер начинает стремиться к большей строгости и простоте в своей пластике и архитектуре.
В семье Лукаса Файдербе было двенадцать детей. Его сын Ян Лукас тоже стал скульптором и помогал отцу на различных заказах.
Умер скульптор 31 декабря 1697 года, в возрасте 80-ти лет, и был похоронен в Мехелене, в склепе собора Святого Румбольда.
Автор текста: Марина Румянцева.