Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Точная дата строительства церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове неизвестна, предположительное время постройки это промежуток с 1529 по 1580 г., так как между его закладкой и окончанием строительства были достаточно продолжительные временные перерывы; на этом месте находилась деревянная церквушка, посвященная также пророку Иоанну Предтече, уничтоженная пожаром в начале 1500-х г. Село Дьяково территориально граничило с царской подмосковной резиденцией Коломенское, поэтому новый каменный собор, возведенный псковскими зодчими Бармой и Постником, предназначался для царских богомолий. По одной из версий, церковь была заложена еще при Василии 3 в честь рождения долгожданного наследника сына Иоанна 4, по другой - самим Иоанном 4 в честь венчания на царство, и посвящена Иоанну Предтече - его небесному покровителю. Со времен царствования Иоанна Грозного и вплоть до первых царей династии Романовых Коломенское превращается в царский загородный Кремль, а в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи на престольный праздник традиционно совершаются царские богомолья.
Архитектурный стиль храма не традиционен для Руси и не имеет аналогов; его усложненная композиция, обилие архитектурных деталей, практически полностью закрывающих плоскость стен и тем самым напоминающим позднеготические здания, говорят о смелых архитектурных экспериментах псковских зодчих. Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных башен-приделов с отдельными входами и алтарями, центральная башня вдвое больше остальных и имеет два алтаря - в честь престольного праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. равноапостольных Константина и Елены, остальные четыре придела освящены в честь Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Праведной Анны, святителей московских Петра, Алексия и Ионы и двенадцати апостолов. Все приделы соединены между собой общей галереей, с западной стороны между двумя столпами приделов располагается многоярусная звонница.
В 1923 г. по настоянию архитектора П. Д. Барановского из-за угрозы обрушения стен храм был признан аварийным и передан в ведение музея; последним настоятелем храма был о. Сергий Воскресенский, причисленный к лику святых в 2001 г. В 1980-х годах было уничтожено церковное кладбище с находившимися на его территории белокаменными надгробиями над могилами известных светских и церковных деятелей. Храм был передан церковной общине в декабре 1991г, а с 1992 г. в нем регулярно совершаются богослужения.
История создания.
Коломенский музей-заповедник, на территории которого находится сейчас дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, известен с 14 в. как государева вотчина, владение Великих московских князей, а позднее царей. Первое упоминание о селе Коломенском, как о земле государевой находится в духовной грамоте-завещании Ивана Калиты, прикупавшего земельные наделы вокруг Москвы. Начиная с правления Василия 3 в Коломенском устрояется Княжий двор, на месте деревянных построек возводятся каменные, на территории усадьбы воздвигают первую каменную шатровую церковь в честь Вознесения Господня. Коломенское благодаря своему местоположению имело стратегическое значения для русских правителей, укрепляя южную границу московского княжества - село располагалось на берегу реки Оки, с одной стороны рядом была Москва, с другой - древний форпост Коломна. С 17 в. первый представитель династии Романовых царь Михаил Федорович строит в Коломенском новый государев двор и храм-мемориал в честь Казанской Божией Матери, символ победы над польско-литовскими интервентами. При царе Алексее Михайловиче Коломенское превращается в пригородный аналог московского Кремля, возводится домовая церковь Димитрия Солунского, куда приезжает на богослужения патриарх Никон. С этим храмом связаны печальные события нашей истории, в его стенах в марте 1917 г. была обретена икона Державной Божией Матери, ставшая символом верховной божественной власти над Россией после отречения от престола императора Николая 2. На данный момент музей-заповедник Коломенское находится в ведении государства, культовые сооружения на его территории совместно принадлежат церковной общине и музею.
Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.