«БЛУДНЫЙ СЫН» - Глинка Федор Николаевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«БЛУДНЫЙ СЫН»

Поэт Ф. Н. Глинка (1786 – 1880 гг.) был с детства набожным. Религиозные настроения сказались в поэте ещё в годы обучения в кадетском корпусе, где сильное впечатление произвёл на него учитель Закона Божьего отец Михаил (будущий митрополит Петербургский). Искание правды становится на всю жизнь определяющим состоянием Глинки: он даже даёт клятву, выйдя из корпуса, «всегда говорить правду». Не случайно и то, что столь многое из поэзии Глинки было посвящено духовной теме. По словам М. М. Дунаева, «духовная поэзия была для Глинки средством осмысления собственного времени, его забот и тревог. Исследователи давно отметили, что вольные переложения псалмов становились под пером Глинки близкими гражданской оде. Так, через переживание страданий Иова поэт пытался постичь смысл выпавших на его долю испытаний в ссылке. Другое свое религиозное переживание Глинка облек в форму стихотворения «Блудный сын».


Сочинение впервые опубликовано в журнале «Соревнователь просвещения и благотворений» незадолго до декабристского восстания, в 1824 году. Как отмечают биографы, Глинка знал о замыслах «Северного общества» но не разделял их, строго придерживаясь монархического устройства. Он говорил, что надо не на Сенатскую площадь выходить, а стремиться к духовному обновлению граждан, полагая, что «чистота нравов, целомудрие народа – есть вернейший его капитал, неоценимое сокровище!» Возможно благодаря подобным воззрениям поэта и стал возможен выход в свет книги «Опыты священной поэзии» (1826), стихотворением-прототекстом которой явилось сочинение «Блудный сын».


В очерке, посвященной трагедии Иова, говорилось, насколько большое внимание Глинка уделял творениям святых отцов. В этой связи было бы любопытно рассмотреть стихотворение «Блудный сын» в свете патристических толкований на евангельскую притчу.


Как справедливо отмечают исследователи, главной чертой лирического героя является самоуверенность. Прежде живший высшим Отцовским Разумением, сын начинает полагаться на самого себя, говоря:


Я над собой имею власть

И в свете жить найду уменье…


Но именно доверие своему уму святитель Григорий Палама – один из толкователей притчи о блудном сыне – назвал источником всех человеческих зол: «наше имение и богатство это – врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов». В блудном сыне Глинки совершается полная победа греховных человеческих помыслов над божественным разумением.


И стал себе он господин…

....И, мнимый сердца властелин,

Он в область ринулся забавы…


Кульминационным в ситуации постепенного нравственного падения героя является момент, когда бразды (разума) снимаются с похотений плоти:


Он снял бразды с своих страстей…


Руководствуясь животными инстинктами, младший сын начинает жить так, чтобы взять от жизни все услаждения. Но остается ни с чем, «обнищалый и гонимый». Настоящей поэтической удачей в данном случае является мотив смерти, который Глинка тонко вплетает в полотно текста. Вначале, раздумывая о кратковременности этой жизни, распутник обращается к лукавым наперсникам с призывом наполнить бокалы:


И говорит: „ Дни кратки наши

Как сон туманный прилетят!

Друзья! Смелей напеним чаши

И в благовонный аромат…


Но вот наступает час изгнания и одиночества, для словесной репрезентации которого поэт вновь избирает мотив смерти:


Но вот, как смерть, подкрался час,

Как тать в полунощи не зримый,

И обнищалый и гонимый…


Таким образом, достигается дидактический эффект: истина оказывается вовсе не в вине, а в нелегкой судьбине.

Следующий отрывок миницикла начинается с живописания красот природы: Глинка редуцирует ответвления сюжета, связанные с выпасом свиней, его блудный сын платится за свое своеволие не голодом, а щемящим одиночеством. Как хорошо здесь бы подошли строки В. Ходасевича из стихотворения «Поздно»:


Кто всегда – один,

Тот забыл, что в церкви – радость,

Он – как блудный сын.


Чужбина не прельщает блудного сына, он «не зрит красы чужой страны»: в его печальной душе просыпаются «радости родной весны», которые напоминают об Отечестве, и он возвращается мыслью к своему родителю. Представляя слова, которые скажет отцу, евангельский сын уготовляет себе поприще наемника: «и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:19) Святитель Григорий Палама, разъясняя этот фрагмент притчи, отмечает, что наемники – это суть те, которые «за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату – спасение. Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: “ кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ”» (Ин.14:23). Эта же трихотомия (раб – наемник – сын) имеет место и в толкованиях на данный фрагмент Писания блаженного Феофилакта Болгарского, на нее же ссылается преподобный Авва Дорофей в главе «О страхе Божием» своих «Душеполезных поучений». Вне всякого сомнения, знакома она была и начитанному в святоотеческой литературе Глинке. Во всяком случае, в своем стихотворении он умело обходит мотив наемничества, как бы удесятеряя покаяние юнейшего сына, и называет его рабом, о чем свидетельствует образ появившихся в тексте «оков».

Скажу: суди! – Но вид суровый

Смягчив, родитель! дай оковы:

Мне мило будет их носить…


Рабское, унизительное состояние, которое готов терпеть блудный сын подтверждается и ролью пастыря (пастуха), о которой он хочет просить отца:


Я буду пастырь твой убогий,

Но только дай с собою жить!

Как мы помним в евангельской притче пастухом младший сын был лишь однажды, когда пас свиней, находясь в неволе у жителя чужой страны. Так, еще раз актуализируется тема смирения, проявившаяся в унизительном состоянии, которое готов терпеть отпрыск ради пребывания рядом с отцом: «Но только дай с собою жить!»


В третьей части стихотворения пришедший в себя сын идет навстречу к отцу. Его встречает «знакомый» ручеек, ласковый ветерок, но не взирая на это в душе героя уже нет и толики прежней самоуверенности:

И весь он трепетал

И цепенел и колебался…


В поэтических строках, описывающих этот момент, есть одно важное определение: Глинка называет возвратившегося сына «нищим». И действительно пришедший в сокрушенный плач о грехах, в самую глубину смирения самолюбивый некогда герой обнищал духовно. И не случайно сочинение заканчивается темой Небесного Отечества. В четвертом, заключительном фрагменте появляется целый ряд образов: Небесное Отечество – родной дом, Отец – всемилостивый Господь, чужбина – пребывание в земной юдоли, блудному же сыну поэт уподобляет себя.


Ах, повели, Отец мой Вечный?

Да прирожденный грех сердечный,

Омоет горняя роса!

Да совлекут с меня оковы,

Что нажил я в житейской мгле,

Да проживу с Тобой я новый

И позабуду о земле!…


Здесь же появляется образ рабов Отца – светлых ангелов: «средь Ангелов Твоих немею», которые призваны совлечь с возвратившего в Лоно Отчее сына оковы, нажитые в «житейской мгле». Сравнение рабы – ангелы, ставшее общим местом евангельской экзегезы, одним из первых озвучил блаженный Феофилакт Болгарский: «Под “рабами” можешь разуметь Ангелов и потому, что они служат при всем том, что совершается ради нас, и что мы освящаемся при посредстве их». Не ясно доподлинно, был ли знаком Глинка с творениями блаженного Феофилакта, но очевидно, что его система образов имеет общее со святоотеческой литературой.


Глубоко метафорично в произведении осмыслении смерти. Из притчи нам известны слова отца, сказанные о возвратившемся сыне: «сей мертвъ бѣ и ωживе» (Лк.15:32). Образность последнего фрагмента, как кажется, базируется именно на этих словах. Так, жизнь на чужбине лирический герой уподобляет пребыванию в царстве смерти:


Но в царстве смерти и порока,

Средь говорящих мертвецов…


Однако возвращение в отчий дом – у Глинки значит не просто метанойю, возвращение в церковную ограду после пребывания во тьме смертоносного греха, это – переход в Горний мир, где герой позабудет о земном.


Да совлекут с меня оковы,

Что нажил я в житейской мгле,

«Да проживу с Тобой я новый

И позабуду о земле!…»


Совмещение в одном четверостишии близких по смыслу однокоренных слов «нажил» – «проживу» свидетельствует о противопоставлении двух форм бытия: временной и вечной. Так, по мысли поэта, все мы, христиане, суть блудные дети, возвращающиеся в свое Отечество.


Автор: Юлия Ростовцева

FB2

EPUB

PDF

  • Блудный сын

    Автор: Глинка Федор Николаевич


    Он некогда отцу сказал:

    „ Мне жить с тобою нет охоты,

    Мне тяжки сельские работы:

    Еще я света не видал.

    Отдай наследное именье,

    Отдай, отец, мою мне часть.

    Я над собой имею власть

    И в свете жить найду уменье.... “

    Он взял и продал свой удел

    И полетел на берег Нила

    И скоро чуждый край узрел

    И неба чуждого светила...

    И стал себе он господин:

    Мечты и страсти заиграли,

    Как искры радости сверкали

    И, мнимый сердца властелин,

    Он в область ринулся забавы:

    И вьется рой друзей лукавых

    Кругом беспечного в пирах;

    Он сладко дремлет на коврах

    И Тирские заславши ткани,

    Он лести собирает дани;

    И в страстных тающий огнях,

    В кругу красавиц светло-оких

    Средь ароматов и сластей

    В чертогах кедровых высоких,

    Он снял бразды с своих страстей....

    И говорит: „ Дни кратки наши

    Как сон туманный прилетят!

    Друзья! Смелей напеним чаши

    И в благовонный аромат,

    От многоценного елея,

    Власы потопим! Не жалея

    Я угощаю, други, вас!

    Нас обовьют красавиц руки!

    Нам розы и свирелей звуки.. “

    Но вот, как смерть, подкрался час,

    Как тать в полунощи не зримый,

    И обнищалый и гонимый

    Бежит, минутной неги сын,

    В пустыни дикие один.....

    Весна свежит природы вид:

    Растут реки священной воды

    И над рядами Пирамид

    Горят безоблачные своды.....

    И пальмы клонятся с холмов,

    Как девы стройные рядами;

    И дышит и кипит любовь

    И в небесах и под водами....

    И, как жених, роскошный Нил

    Течет лобзать свои Долины

    И острозубый крокодил,

    Покинув тайные пучины,

    На солнце дремлет меж подруг

    Всё нежит взор, ласкает слух.....

    Но грустный гость чужова брега

    Не зрит красы чужой страны:

    Не для него природы нега....

    И радости родной весны

    В душе проснулися печальной,

    Как на долине погребальной

    С зарею свежие цветы.... — —

    Уж буйной юности мечты

    Прошли, как слух о счастьи ложный,

    И он, в надеждах осторожный,

    Сказал, тоскуя сам с собой:

    ,, Когда, гонимый я судьбой,

    ,, Когда от жизни оторвуся?

    Но вдруг решась:,, я возвращуся!

    „ К тебе, отец, к тебе хочу!

    ,, Перед тобою, друг почтенный!

    „ Страстями странник заблужденный,

    „ Себя в грехах я обличу....

    „ Скажу: суди! — Но вид суровый

    „ Смягчив, родитель! дай оковы:

    „ Мне мило будет их носить;

    ,, Пускай мои изгложут ноги:

    „ Я буду пастырь твой убогий,

    „ Но только дай с собою жить!“

    Уж близкий он к местам родным

    Благословляет мысль возврата,

    И родины завидел дым:

    (Он слаще неги аромата!... )

    Бежит знакомый ручеёк,

    Как юность прежняя светлея;

    И ласковым приветом вея,

    Пришельца встретил ветерок....

    И странник, проясняясь думой,

    О счастьи прежнем замечтал....

    ,, Но, мой отец! твой вид угрюмой....

    ,, Боюсь..... “ — И весь он трепетал

    И цепенел и колебался......

    Но кто над нищим улыбался,

    И сердцу сердцем говорил?

    Кто окропил его слезами

    И, столь знакомыми руками

    В свои объятия стеснил? -

    Отец!.... Он здесь — и все забыто!

    Тиха душа, как светлый мир;

    И ожил грустию убитой

    И зашумел веселый пир.....

    " Когда ж и я, дитя неволи,

    Из знойных жизни сей степей,

    Из сей туманныя юдоли,

    Сломив кольцо земных цепей,

    К Тебе, Небесный, возвращуся;

    И на пути в Твой светлый дом,

    "Покрытый прахом и стыдом,

    Перед Тобою поклонюся,

    Благий Господь мой и Отец? —

    И грусти не сдержав обильной,

    „Я здесь! воскликну наконец:

    Я пред Тобою, Боже Сильный!

    Я Блудный сын, Ты Судия!

    Средь Ангелов Твоих немею

    И повесть рассказать не смею

    Тебе земного бытия!

    Но в царстве смерти и порока,

    Средь говорящих мертвецов,

    Я зрел душой Твой дом высокой....

    Я весь был грусть и весь любовь

    И не нашел любви взаимной....

    И утомленный от тревог,

    Приют страстей покинув дымной,

    Вхожу в веселый Твой чертог....

    Еще в земной моей печали

    Мне о любви твоей сказали

    Твои святые небеса....

    Ах, повели, Отец мой Вечный?

    Да прирожденный грех сердечный,

    Омоет горняя роса!

    Да совлекут с меня оковы,

    Что нажил я в житейской мгле,

    «Да проживу с Тобой я новый

    И позабуду о земле!... “

    Феодор Глинка

    Соревнователь просвещения и благотворений, 1824 г. Часть 25

Оставить комментарий