Святой Андрей Первозванный - Дюкенуа Франсуа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Андрей Первозванный
Святой Андрей Первозванный
Автор: Дюкенуа Франсуа
Местонахождение: Собор Святого Петра, Рим, Италия
Произведение: Святой Андрей Первозванный
Жанр: Статуя
Год создания: 1629 – 1633 гг.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

 Мраморную статую Святого Апостола Андрея фламандский мастер эпохи Барокко Франсуа Дюкенуа создал для украшения интерьера римского собора Святого Петра в 1629 – 1633 годы. 

Андрей, простой галилейский рыбак, брат Апостола Петра, первым последовал за Учителем, поэтому и получил титул Первозванного. По Вознесению Христа, он отправился с проповедью Его учения дальше других Апостолов – в Киевскую Русь и Новгород. Возвратившись из северных странствий, Святой Андрей основал в Константинополе христианскую Церковь. Через несколько столетий здесь же упокоятся и его Святые мощи. Косой крест, на котором был распят Андрей Первозванный, стал его апостольским символом, и получил название Андреевского. Этот крест изображён на многих геральдических знаках, в том числе, на флаге ВМФ России.

Апостол Андрей представлен стоящим во весь рост возле массивного косого креста из толстых брёвен, на котором он был распят. Мощную фигуру благородного мужа окутывает свободная паломническая накидка с ниспадающими к ступням тяжёлыми барочными складками. Мускулистый торс Святого обнажён. Одной рукой он обнимает перекладину креста, ладонь другой открыта в жесте принятия воли Божией. Исполненный решимости и мужества лик Апостола Андрея, окружённый короткими волнистыми локонами волос и бороды, вдохновенен, взгляд Святого направлен в Небеса. 

Произведения Франсуа Дюкенуа наполнены сдержанной экспрессией, характерной для Барокко, и античной красотой и точностью передачи строения человеческого тела. Мастер первым привнёс в барочную пластику элементы классицизма, его стиль в последующем копировали многие итальянские скульпторы.

История создания

Мраморную статую Апостола Андрея для собора Святого Петра в Риме Франсуа Дюкенуа создал в 1629 – 1633 годах. С 1625 года молодой скульптор начинает сотрудничать с великим итальянским маэстро Джан Лоренцо Бернини, их первая совместная работа – бронзовый бальдаччини (балдахин) Святого Петра в одноименном соборе.

Статуя Святого Андрея, вырезанная Дюкенуа из белого мрамора – одна из четырех величественных скульптур Святых, размещенных в нишах центральной части трансепта базилики Сан Пьетро, остальные три создал Бернини.

Отношение автора к вере

Франсуа Дюкенуа был добродетельным, трудолюбивым и праведным христианином. Значительное количество работ мастера связано с религиозной тематикой – его скульптурами украшены многие римские церкви. Самые известные произведения Дюкенуа – Святая Сусанна в церкви Санта-Мария-ди-Лорето и Апостол Андрей в соборе Святого Петра. 

Прекрасные образы Христа, Богоматери и Святых, созданные Дюкенуа, безусловно, отражают истинные религиозные чувства скульптора. Они эмоциональны и одухотворены, наделены и человеческими чертами, живыми и правдивыми, и Божественной высотой Духа. 

Биография

Франсуа Дюкенуа, фламандский скульптор эпохи барокко, работавший, в основном, в Риме, родился 12 января 1597 года в Брюсселе. Его отцом был Жером Дюкенуа, придворный скульптор эрцгерцога Альберта, генерал-губернатора Нидерландов. Ранние работы Франсуа привлекли внимание эрцгерцога, и он в 1618 году отправил способного юношу в Рим, где тот подробно изучил античную скульптуру. 

В 1624 году Дюкенуа подружился с Никола Пуссеном, оба художника работали под покровительством Кассиано даль Поццо. Среди ранних произведений Дюкенуа известны барельеф путти для виллы Дориа Памфили и фигуры Ангелов с гирляндами в соборе Святого Петра, которые принесли ему новые большие заказы. С 1625 года мастер начинает сотрудничать с великим Бернини. Мраморная статуя Апостола Андрея (1629–1633), созданная Дюкенуа – одна из четырех больших скульптур святых в трансепте базилики Святого Петра, остальные три создал Бернини. Одно из самых значительных и известных произведений мастера – статуя Святой Сусанны (1629–1633) в церкви Санта-Мария-ди-Лорето. 

Франсуа Дюкенуа организовал свою мастерскую в Риме, где, кроме брата, ему помогали фламандский скульптор Ромбо Пауэлс и ученики – Франсуа Дессар и Артус Квеллин. Дюкенуа поднял пластику барокко до уровня античной пластики и привнёс в неё элементы классицизма. 

Никола Пуссен рекомендовал Дюкенуа кардиналу Ришелье, который предложил скульптору место при дворе Людовика XIII и должность главы Королевской академии ваяния в Париже. Этим планам сбыться было не суждено – Франсуа Дюкенуа умер 12 июля 1643 года в Ливорно, по дороге во Францию. 

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий