Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Страшный суд − последний суд, который совершится Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.
Многие библейские пророки говорили о Втором пришествии Спасителя и воскресении мёртвых. В текстах пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). В христианстве догмат о всеобщем воскресении входит в Никео-Цареградский Символ веры. «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22,27). По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Праведным Судия скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).
В соответствии с этим описанием событий серия росписей, посвященных теме Страшного суда, состоит из пяти круговых ярусов. В верхней части изображены праотцы и ангелы. На следующих ниже трех ярусах изображены пророки, богословы и святые. На третьем ярусе, ближе к центру, изображен восседающий Иисус-судья и вместе с ним – Богородица, Иоанн Креститель, а также прародители Адам и Ева.
Нижний ярус посвящен светлым сценам добродетелей в земной жизни и сценам из преисподней: слуги ада в зверином облике забирают грешников в адское пламя. Помимо других сцен мучений в аду, особенно устрашающее впечатление производит дьявол, пожирающий грешников.
Все сцены и персонажи выглядят очень реалистично и приводят зрителя к трепету и истинному покаянию. На контрасте с темой вечных мучений показаны умиротворяющие светлые и нежные фрески, на которых изображены сцены Рая.
История создания
Филиппо Брунеллески создал уникальный купол Собора Санта-Мария-дель-Фьоре, фрески внутри него начал создавать Джорджо Вазари по заказу Козимо I Медичи, однако не успел завершить работу, и за него это сделал Федерико Цуккаро.
Стоит помнить, что задолго до этого Данте Алигьери подробно и ярко описал картины ада в первой части «Божественной комедии». Разумеется, фрески Вазари должны были развивать те представления, которые связаны с книгой Данте. Кроме того, во Флоренции были знакомы и с картинами Страшного Суда, созданными Босхом. Свои «Страшные суды» писали Джотто (второй архитектор собора, построивший кампанеллу и похороненный в Санта-Мария-дель-Фьоре), Боттичелли и Микеланджело. Таким был контекст, который учитывал Вазари.
Характерными чертами маньеризма, отразившимися в росписях, были чрезмерный спиритуализм, изломанность линий рисунка, перегруженность композиции, вычурность сюжета, искаженное изображение фигур, применение ярких эффектов (игра с размерами, освещением и перспективой), использование едкой цветовой палитры.
Отношение автора к вере
Джорджо Вазари жил и творил в период кризиса ренессансного мировоззрения. В искусстве тогда доминировали принципы маньеризма с его стремлением к внешним эффектам, за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов. В это непростое время Вазари создавал значимые произведения, которые иллюстрировали глубокое понимание священного Писания и помогали зрителю прикоснуться к духовной истине.
О глубокой религиозности художника свидетельствует тот факт, что он был торжественно похоронен монахами-августинцами в их монастыре в Анконе.
Биография
Джорджо Вазари родился в 1511 году в Ареццо в большой семье гончара. С 12 лет обучался декоративному искусству у Гильома де Марсилья, приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.
В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто. Там же он встретил Микеланджело, ставшим ему впоследствии наставником и другом. Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу. Ему была присуща исключительная трудоспособность, Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье. Джорджо Вазари считал живопись своим призванием и выделял этот вид искусства из всех остальных.
Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и получил звание дворянина. Долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств. Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки, как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.
Умер в 1574 году во Флоренции в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии.
Федерико Цуккаро, итальянский художник эпохи маньеризма и теоретик искусства, родился в 1542 году в Сант-Анджело-ин-Вадо.
Федерико помогал брату Таддео при выполнении заказов для Ватикана, в частности росписей лоджии Бельведера, росписей виллы Фарнезе в Капрароле и в капелле Массимо церкви Санта-Тринита-деи-Монти. Вместе с братом работал над заказами для фамилий Орсини, Фарнезе, в том числе для папы Павла III Фарнезе.
По заказу папы Григория XIII расписывал ватиканскую капеллу Паолина. Был во Франции, работал в Нидерландах, в Амстердаме и Антверпене. В 1574 году Цуккаро бежал из Италии в Лондон. Последующие шесть лет художник жил в Англии, служил портретистом при королевском дворе.
В 1586 году Федерико Цуккаро по приглашению испанского короля Филиппа II приехал в Мадрид. Здесь он участвовал в украшении Эскориала (писал алтарные картины и фрески). Вернувшись в Рим, Ф. Цуккаро в собственном палаццо основал в 1593 году Академию Святого Луки, в 1598 году был избран её первым президентом.
В 1604 году издал книгу «Происхождение и развитие Академии рисунка, живописи, скульптуры и архитектуры в Риме». В 1605 году он опубликовал в Мантуе «Письмо государям и сеньорам-любителям рисунка, живописи, скульптуры и архитектуры". В 1607 году опубликовал двухтомный трактат «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов».
В 1605—1607 годах художник работал в Турине для Карла Эммануила I, правителя Савойи. Незадолго до смерти он получил звание кавалера. Федерико тяжело заболел в Анконе, умер 20 июля 1609 года.
Автор текста: Левченко Алена.