Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Композиция «Страшный суд» была написана Василием Михайловичем Васнецовым для Владимирского собора в Киеве и стала первым обращением художника к этому сюжету. Вторая картина была создана им позднее для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном. Сюжет картины относится к новозаветной книге Откровения, которая посвящена последнему масштабному событию в истории человечества – Страшному суду над всеми людьми.
В центре работы – Ангел со свитком в одной руке и весами в другой. По обе стороны от его фигуры находятся люди: грешники справа (к зрителю) и праведники слева. Те, кто осуждён на вечную смерть, брошены в геенну огненную и вместе с ними дьявол в образе змея. Он, наконец, повержен и больше не причинит никому вреда. Люди, призванные Богом к вечной жизни, возносят ему хвалу в молитве. Вокруг людей кружатся ангелы с трубами, возвещающие о Судном дне.
Господь Иисус покоится сверху, на облаке, в белых одеяниях. В его руках раскрытое Евангелие и крест. Рядом с Ним, склонившись, стоит Богородица, а чуть поодаль апостолы, которые, подобно Богу, одеты во все белоснежное. Христос простирает руки вверх в знак совершившегося справедливого суда, перед которым все оказались равны. Тёмные и красные оттенки на картине придают сюжету драматичности и трагизма.
История создания
К работе над росписью Владимирского собора в Киеве Виктор Михайлович Васнецов приступил в 1885 году. Подписывая договор, художник обещал: «…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия». Однако роспись храма заняла у него 11 лет. В. М. Васнецов с большим воодушевлением взялся за этот проект, поскольку видел в нём возможность участвовать в служении Господу и на благо людей. Известно, что на протяжении всего времени художник периодически болел и получал травмы, но это не повлияло на его работу.
«Страшный суд» представляет собой одну из многочисленных композиций, созданных мастером во Владимирском соборе (всего из-под его кисти вышло 15 картин и 30 портретов). В ней Виктор Михайлович сумел сохранить особый стиль древне - византийского иконописного искусства. Сам талантливый живописец о своей работе над росписью собора отзывался так: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Отношение автора к вере
Имя Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связано с русской православной церковью. Мастер родился в глубоко верующей семье, отец его был священником. По словам самого живописца, он «влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!». Так, ещё с самых юных лет в сердце Васнецова был посажен и постепенно всходил росток подлинной веры в Бога.
Главной своей задачей художник видел укрепление православного духа России и прилагал всевозможные усилия для воплощения своей мечты. Ему принадлежит большое количество написанных икон, самая известная из которых, пожалуй, икона святого Сергия Радонежского. Особую глубину духовности и святости православной веры художник видел в написании сюжетов, в центре которых была фигура Спасителя.
Плодотворная религиозная деятельность Виктора Михайловича Васнецова не ограничивалась только живописью. Ему принадлежит проект церкви Спаса Нерукотворного (1881 - 1882 гг.), который он создал, находясь в усадьбе Абрамцево.
Художник чтил Господа и хранил Ему верность в душе на протяжении всего своего творческого пути, подтверждая новозаветные строки о том, что «вера без дел мертва».
Биография
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Он украсил сокровищницу отечественного искусства своими полотнами на исторические и фольклорные темы.
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. В 1858 - 1867 гг. учился в Вятском духовном училище и семинарии.
Первые уроки рисования юноша брал у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. После - поступил в Императорскую академию художеств, где был полностью сформирован и отточен его стиль живописца.
Его картины начали экспонироваться во время обучения в академии. Впервые они были представлены в 1869 году в стенах самой академии, позже - в других галереях благодаря сотрудничеству художника с Товариществом передвижных художественных выставок.
Ранний этап творчества Васнецова отмечен исканием сюжетов и мотивов. Круг творческих интересов составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной росписи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
В 1893 г. Виктор Михайлович Васнецов был избран действительным членом Императорской академии художеств.
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, жизнь которого оборвалась в Москве 23 июля 1926 года, занимает значимое место в истории национального художественного искусства.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.