Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет картины строится на текстах, которые встречаются в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и повествуют о юной девице Саломее, угодившей своим танцем царю Ироду и его приближенным. За это удовольствие Ирод пообещал преподнести всё, что та пожелает, даже если речь пойдёт о половине царства. Но, по наущению своей матери, состоявшей в незаконной связи с Иродом, Саломея потребовала поднести ей голову заточенного в темницу Иоанна Крестителя, что царь вынужден был сделать.
Художник изображает хрестоматийный эпизод, когда отсеченная голова пророка принесена на блюде, и крайне удовлетворенная Иродиада не без сатанинского удовольствия, о чем красноречиво свидетельствует выражение ее лица, созерцает эту картину.
Обстановка на полотне Василия Сурикова весьма конкретна: зритель видит выходящую на террасу, символически убранную кроваво-красным комнату царского дворца, украшенную светильниками, опахалом и прочими декоративными предметами. Красный цвет присутствует и в одеянии обеих персон, образы которых поданы довольно контрастно. Злорадствующая Иродиада и легкомысленная Саломея, которая, судя по робкому и задумчиво-испуганному взору, только что осознала всю глубину содеянного ею зла.
Экспрессивно показана голова Иоанна Крестителя: спутанные волосы в крови обрамляют лицо убиенного пророка.
История создания
Полотно было создано в 1872 году в виде эскиза в пору обучения художника в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств (1869-1875). Относится к раннему периоду творчества мастера: произведение писалось на третьем году обучения в Академии. В этот же период за свою отличительную черту – навык блестящей проработки композиции (что заметно и в нашем полотне) – получает соответствующее прозвище «Композитор».
За академическую работу «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» 25-летний художник получает приличную премию в размере 25-ти рублей.
Крупный художник-современник Константин Маковский позже скажет о выразительной манере, присутствующей уже в этой картине и очень ярко проявившейся в творчестве Сурикова впоследствии, следующее: «…доминирует повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое <…> и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением».
Отношение автора к вере
Увлечение событиями евангельской истории было довольно активным в среде творческой интеллигенции второй половины XIX века. Это было связано с предоставленными обществу новыми доказательствами реального существования персонажей евангельской истории (до этого они были едва ли не мифологическими героями, а сами события несли на себе ореол легенды). Василий Иванович, относивший себя к кругу передвижников, не был исключением, и полотна с библейскими сюжетами стали одной из важнейших вех в его творческой биографии.
Сам художник, как свидетельствуют источники, глубоко верующим себя не считал. Однако утверждать, что его произведения были данью моде, также нельзя. Обострение религиозного чувства, духовные поиски, мучительные раздумья о жизни, смерти и душе настигали Сурикова периодически – особенно в тяжелые периоды его жизни – и, конечно же, эти переживания не могли не отразиться в его религиозной живописи. Прославляя силу духа, истовость веры русского человека, показывая, что именно в вере ̶ надежда на утешение и спасение души, художник впоследствии перенесет эти мотивы и в живопись историческую, что станет явным свидетельством неосознанного укоренения в православной вере.
Биография
Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Происхождение имел из казаков, чем весьма гордился: «Со всех сторон я природный казак. Мое казачество более чем 200-летнее». Его деды были известными атаманами. Отец – Иван Васильевич Суриков – служил коллежским регистратором.
Навыки рисования проявились у Сурикова еще в детстве. Его первым крупным учителем уже тогда стал Николай Васильевич Гребнёв – известный русский педагог и художник. По заданиям Гребнёва будущий автор масштабных исторических полотен копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство ушедшего времени. Его рисунки не остались без внимания и вскоре поспособствовали его поступлению в петербургскую школу Общества поощрения художеств, а впоследствии – в Академию художеств, где Суриков учился у Павла Петровича Чистякова, мастера исторической и жанровой живописи.
Василий Иванович был женат на родственнице декабриста Петра Свистунова ̶ Елизавете Августовне Шаре, которая, к сожалению, рано умерла. В браке у Василия и Елизаветы родилось двое дочерей: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963). Ольга впоследствии вышла замуж за живописца Петра Кончаловского. Знаменитые современные режиссёры – Андрей Кончаловский и Никита Михалков – являются прямыми потомками (правнуками) Василия Сурикова.
Суриков самозабвенно любил музыку, и даже получал уроки игры от своего друга-гитариста Фёдора Пелецкого, которого неоднократно изображал в графике, хотя принципиально не писал портретов на заказ.
Художник не любил заказные работы: после исполнения четырех фресок для храма Христа Спасителя в 1876 году (ныне уничтожены после взрыва храма в 1931 году) он больше не будет писать на заказ.
Помимо «Товарищества передвижных художественных выставок» Суриков состоял также в объединении «Союз русских художников» (с 1907-го года).
Василий Иванович был и остается одним из лучших мастеров, создававших полотна, посвященные событиям русской и мировой истории. Умелое сочетание реализма XIX века и яркого живописного новаторства сделало его одним из влиятельнейших художников своего периода. Его творчество в одинаковой мере затронуло и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.
Василий Суриков скончался в Москве от болезни сердца 19 марта 1916 года, пережив на 28 лет свою супругу, рядом с которой похоронен на Ваганьковском кладбище. Последней работой мастера стала картина «Благовещение» (Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова).
Автор текста: Нестерова Людмила.