«Иоанн Креститель и Иоанн Богослов» - Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Иоанн Креститель и Иоанн Богослов»
«Иоанн Креститель и Иоанн Богослов»
Автор: Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)
Местонахождение: Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция, Италия
Произведение: «Иоанн Креститель и Иоанн Богослов»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1440 – 1443 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, библейский сюжет

 Описание произведения

Бронзовый рельеф «Иоанн Креститель и Иоанн Богослов» был создан великим Донателло в начале 1440-х годов для украшения дверей Старой Сакристии флорентийской базилики Сан-Лоренцо. 

Иоанн Предтеча много лет, с самого детства и до явления своего народу Израиля, пребывал в пустынных местах в посте и молитве – «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3:4). Затем Святой начал проповедовать и крестить последователей в водах Иордана. От него принял Крещение и Сам Христос. Позже Креститель был схвачен и казнён Иродом Антипой.

Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, был с Учителем в самые трудные моменты Его жизненного пути. Господь тоже не оставил Иоанна – оградил от чаши со смертельным ядом, сохранил и в морской глубине, и в котле с кипящим маслом, даровал ему длинную, более века, жизнь. Богослов является автором одного из Евангелий и Книги Апокалипсиса.

В левой части рельефа изображён величественно стоящий Иоанн Предтеча, одетый в перепоясанные по талии звериные шкуры и кожаную накидку. Тело Святого Иоанна исхудавшее, ноги босы, волосы и борода спутаны, лик аскетичен. В правой руке Пророк держит Крест на длинном древке и развёрнутый свиток с письменами. Его взгляд направлен на стоящего напротив Иоанна Богослова. Апостол, одетый в широкую паломническую накидку, держит перед грудью раскрытое Евангелие, также внимательно смотря на Крестителя. Лицо Святого, в обрамлении длинных вьющихся локонов волос и бороды, задумчиво. Над головами обоих Иоаннов – нимбы.

Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства. 

 История создания

Рельеф для бронзовых Дверей Апостолов Старой Сакристии флорентийской базилики Сан-Лоренцо, изображающий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, Донателло создал в начале 1440-х годов, в период расцвета своего творчества.

Тяжеловесные бронзовые двери Донателло, совершенно не сочетающиеся с легкой архитектурой Брунеллески (и вызвавшие недовольство последнего), стали наивысшей точкой работы мастера в Капелле Медичи. Двери Мучеников и Апостолов состоят из двадцати (по десять в каждой) пластин почти квадратной формы. На каждом рельефе изображены по две фигуры отцов церкви: Апостолов, Евангелистов, Пророков и Мучеников – они запечатлены в различных позах, с разными темпераментами и характерами. В этих образах Донателло сумел гениально передать всю гамму человеческих чувств.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).

В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.

 Биография

Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. 

Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли. 

Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер». 

Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму. 

Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями. 

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий