Возвращение блудного сына - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Возвращение блудного сынаи
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: ок. 1666—1669 гг.

Описание произведения.

Картина «Возвращение блудного сына» - это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, являющееся вершиной творчества великого голландца. Притча о блудном сыне встречается в 15 главе Евангелия от Луки. На картине изображён ее финальный эпизод, когда промотавший наследство сын с раскаянием возвращается в дом отца: «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». (Лк.15:20).

Полотно Рембрандта сумрачно, из таинственного мрака выступают фигуры свидетелей покаянной сцены и ее главные участники - отец и сын. Смысловой центр картины смещен влево. Коленопреклоненный блудный сын изображен спиной к зрителю, лицо кающегося грешника скрыто от посторонних глаз, а его смиренная поза является воплощением Евангельских слов: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». (Лк.15:21). С помощью метких деталей художнику удается передать всю трагичность его падшего состояния - это и бритая голова каторжника, и потрепанная одежда, и изношенные туфли, одна из которых слетает с ноги. Эта трогательная деталь подчеркивает порыв, с которым сын бросается в объятия отца.

Главное в картине Рембрандта выделяется светом, который мягко обволакивает фигуру отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Чувство безграничной радости и любви захватывает отца целиком. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но вместо слов благоговейное молчание. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Такое размещение смыслового центра соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Помимо отца и сына, на картине изображены еще 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на темном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта. В притче говорится о ревности послушного сына: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». (Лк 15:29-30). Однако гармония картины ничем не нарушена, словно и старший сын смиренно благоговеет перед силой всепрощающей любви, видя, как обессиленные руки отца обнимают плечи грешника. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт в последний раз в своей жизни рассказывает миру притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Художник отражает свои представления о вечных человеческих ценностях, его чувства направлены к сердцу каждого: «О том надо радоваться, что этот сын был мертв и ожил; пропадал и нашелся». (Лк.15:32).

История создания.

Тема «блудного сына» лейтмотивом проходит через весь творческий путь Рембрандта. Художник неоднократно изображал сюжет данной притчи в своих графических работах, где по-разному интерпретировал образы отца и сына. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, исчезает элемент назидания. В 1635 году Рембрандт пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Спустя 30 лет жизнь художника круто перевернулась. Смерть унесла его вторую жену и сына Титуса. Маячившая слава увела последнего ученика, нажитое имущество растащили кредиторы. Все эти утраты заставили Рембрандта еще раз переосмыслить сюжет евангельской притчи. И в последние годы своей жизни художник пишет знаменитое монументальное полотно, ставшее итогом его глубоких рассуждений о грехе, раскаянии и всепрощающей любви.

Отношение автора к вере.

Библия была настольной книгой Рембрандта, а живопись стала для художника языком переосмысления библейских сюжетов. В них он находил не только тему для творчества, но и утешение для мятущейся души. Это может свидетельствовать о том, что религиозное чувство было не чуждо художнику. Лишь глубоко верующий человек может так пронзительно изобразить евангельский текст. Много позже, Ван Гог сказал о Рембрандте следующе: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке».

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года, в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 1630-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко с новаторским подходом к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 1640-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года, в Амстердаме.

Составитель текста: Евгения Владимировна Миненко.

Оставить комментарий