Возвращение блудного сына - Мурильо Бартоломе Эстебан

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Автор: Мурильо Бартоломе Эстебан
Местонахождение: Национальная галерея, Вашингтон, США
Произведение: Возвращение блудного сына
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи, барокко
Дата создания: 1668 год

Описание произведения

Притча "О блудном сыне" является самой часто изображаемой в живописи из евангельских притч. О ней говорится в Евангелии от Луки. "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться" (Лк. 15:11-14). Иногда на основе притчи составляется цикл из отдельных сюжетов, иллюстрирующий как сын, получив свою долю наследства покидает отчий дом, как он бездумно тратит свое богатство, как обнищав, он пасет свиней и питается с ними плодами рожкового дерева и, наконец, как он, раскаявшись, возвращается к отцу: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15:20-24).
Эстебан Мурильо на своей картине изобразил момент возвращения блудного сына и его встречи с отцом. Их фигуры являются центром композиции. Стоящий на пороге отец двумя руками крепко прижимает к себе вернувшегося сына. На лице старика простодушная радость и безграничная любовь, для него главное, что сын вернулся живым. Вместо упреков ему были приготовлены лучшая одежда и торжественная трапеза. Поднос с одеждой держит стоящий рядом слуга, увлеченно обсуждающий с товарищем это событие. Искусный повествователь, Мурильо не просто живописно трактует сюжет, но и как бы разворачивает его во времени. В левой части картины показаны отец с маленьким сыном. Ребенок с интересом тянет на поводу бычка, а отец с нежностью и любовью наблюдает за ним. Выражение лиц обоих отцов очень похожи, так художник говорит о родительских чувствах, которые не меняются ни с годами, ни с обстоятельствами.
Сам блудный сын изображен стоящим перед отцом на коленях, на нем остатки драной одежды, а подошвы так грязны, словно никогда не знали обуви. С великим раскаянием и надеждой смотрит сын в глаза отца, осознавая какую неправду он совершил по отношению к нему и сколько горя принёс его сединам. Маленькая белая собачка кидается к пришедшему гостю, она тоже узнала в нем своего давнего друга. Также в символике живописи собака обозначает верность, честность и преданность, а белый цвет усиливает эти значения.

История создания

Картина "Возвращение блудного сына" написана Эстебаном Мурильо в 1668 году и принадлежит позднему периоду творчества мастера. Несколькими годами ранее художник, потеряв жену, стал жить при монастырской больнице, много времени уделяя делам милосердия. Новый этап духовного развития отразился на творчестве мастера, сложился узнаваемый «воздушный стиль» Мурильо. Его образы стали еще глубже, а повествование проникновеннее. Картина "Возвращение блудного сына" наглядно демонстрирует приумноженный талант мастера, поставленный на службу веры, добра и милосердия.

Отношение автора к вере

Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой.
По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.
Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном.
Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города.
Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: "В чем застану в том и сужу".

Биография

Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.

В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы и художник тяжело переживал эту потерю.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий