«Воскрешение дочери Иаира» - Зеленский Михаил Михайлович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
На полотне художника М. М. Зеленского изображен известный евангельский сюжет о воскрешении Христом 12-летней дочери начальника синагоги Иаира. Все действующие лица – Иисус Христос, сопровождающие его апостолы, умирающая девочка, Иаир с супругой – помещены в традиционный средний план композиции. Зрители становятся свидетелями действа, разворачивающегося буквально за секунду до кульминации – совершения чуда.
Вот родители смотрят на пришедшего в их дом Спасителя со смесью надежды и безверия. Вот Христос кладёт в успокаивающем жесте руку на плечо страдающего отца. Вот апостолы с благоговением и в то же время интересом наблюдают за происходящим. Сейчас Сын Божий произнесет ту самую знаменитую фразу «Талифа, куми!», что в переводе с арамейского означает «Девица, встань!» - и девица воскреснет.
Колорит полотна – тёплый, приглушенный, что подчеркивает царящую в изображаемом доме атмосферу тишины и ожидания. Выбранные художником цвета также неслучайны. Облачение Иисуса символизирует сочетание двух природ во Христе: пурпурный цвет (красный) – царственный, земной, голубой – небесный. Белый цвет одеяния больной девушки свидетельствует нам о ее чистоте и непорочности.
История создания.
Тема картины была задана Академией Художеств, которую М. М. Зеленский заканчивал в 1871 году. Работа создавалась в качестве конкурсной на соискание первой золотой медали. Примечательно, что вместе с Зеленским в конкурсе участвовали такие известные художники как И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Но именно Михаилу Зеленскому было суждено обойти достойнейших соперников в этом конкурсе: первую золотую медаль получил он. Вторая досталась Илье Репину, третья – Поленову. Также условно были награждены художники Макаров и Урлауб. Однако первые трое стали еще и полными пенсионерами, что означало право на шестилетнюю заграничную поездку (за счет государства), которая предоставлялась лишь лучшим ученикам Академии.
Таким образом, именно работа «Воскрешение дочери Иаира» стала знаковым произведением в творчестве начинающего художника.
Отношение автора к вере.
Интерес к событиям библейской истории в последней трети XIX-го века был буквально повсеместным: новые археологические исследования подтвердили историчность упоминаемых в Евангелии личностей. Представители творческой интеллигенции также не остались в стороне, и в творчестве многих художников нашли отражение евангельские сцены. Более того, сюжет воскрешения дочери Иаира был продиктован преподавательским составом Академии Художеств, что является очередным свидетельством весьма масштабного увлечения в среде интеллигенции историями из жизни Христа.
Михаил Зеленский был одним из тех, кто попал в «волну». Увлеченно, не без волнения, принялся исполнять свою выпускную работу молодой художник. Надо заметить, что библейская тема уже находила отражение в его творчестве ранее: в 1863-м году из-под кисти Зеленского выходит полотно «Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь», также награжденное золотой медалью. Живо интересующийся вопросами веры художник умело передавал свое неподдельное восхищение известными ему страницами библейской истории, мастерски перенося их на холст.
Несмотря на то, что, к сожалению, о жизни художника известно очень мало (сведения о нем перестали появляться с 1872-го года), те его произведения, которые он успел создать, являются красноречивым свидетельством трепетного отношения Михаила Михайловича Зеленского к вере и Богу.
Биография.
Михаил Михайлович Зеленский, признанный мастер исторической живописи, родился в 1843-м году в семье мещан в Санкт-Петербурге. Обучался в Академии Художеств у А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни. За период учебы (1855-1871) получил все существующие академические награды: две малых серебряных медали (1861 и 1862), две больших серебряных медали (1862 и 1863).
С 1872-го года становится пенсионером Академии. Победа в конкурсе на большую золотую медаль (с полотном «Воскрешение дочери Иаира») дала право художнику на шестилетнюю пенсионерскую поездку за рубеж с целью совершенствования живописных навыков. Зеленский работает в Вене, Инсбруке, Париже. Спустя два года от начала поездки, художник неожиданно отказывается от пенсионерства по состоянию здоровья. Михаил Зеленский прерывает командировку и необъяснимо исчезает из художественной жизни русского общества - ни его работы, ни сведения о нем в последующие годы не появляются. Есть версия, что он довольно скоро скончался.
Творчество Михаила Михайловича Зеленского представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и ряде других российских провинциальных музеев.