Воскрешение дочери Иаира - Поленов Василий Дмитриевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскрешение дочери Иаира
Воскрешение дочери Иаира
Автор: Поленов Василий Дмитриевич
Местонахождение: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Произведение: Воскрешение дочери Иаира
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: религиозная живопись
Дата создания: 1871 г.

Описание произведения.

Изображаемый Поленовым сюжет описывается сразу тремя евангелистами. Наиболее полное описание этого чудесного события мы находим у Марка. То же самое, но в сокращенном виде передает апостол Матфей, а версия апостола Луки практически ничем не отличается от повествования апостола Марка, за исключением небольшого уточнения – он говорит, что у Иаира «была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти».

Итак, в Евангелии от Марка в главе 5 содержится следующее повествование: «Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его... /далее у всех евангелистов следует описание исцеления кровоточивой, которое разбивает повествование на две части/… Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Мк. 5: 21-24, 35-43)

На картине Поленов изображает эпизод, когда Христос повелевает двенадцатилетней умершей девочке, дочери начальника синагоги Иаира, встать с постели, беря её за руку. У ног дочери с мольбой и ожиданием застыла мать. Она еще не осознала свое счастье, поэтому лишь с восхищением смотрит на воскресшую дочь. За спиной матери у двери толпятся ученики Христа и отец девочки, на лице которого улыбка и благодарность Господу за оправданные надежды. Остальные присутствующие в комнате люди также потрясены, что отражается на их лицах. Комната, в которой происходит событие, достаточно просторна, каменные стены указывают на социальный статус Иаира: такое жилище может себе позволить только богатый человек. Пестрый в бордово-золотистых тонах ковер с затейливым рисунком, лежащий у кровати больной, мебель, штора, затеняющая окно, многочисленные сосуды, стоящие в небольшой нише в стене – всё говорит о состоятельности владельцев дома. Поленову удалось очень точно передать приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах картины, которые удачно контрастируют с затемненными участками.

История создания.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» писалась Поленовым в 1871 году для участия в конкурсе на получение золотой медали Художественной Академии. Одновременно с Поленовым этот сюжет был написан Репиным. Оба художника стремились придать возвышенный характер изображенному сюжету и справились с заданной программой почти на равных. В картине Поленова была отмечена жизненность, удачный подбор цветовой гаммы и составленная автором композиция картины. Однако, критики выразили мнение, что Поленов несколько смягчил драматичность картины, изобразив девушку уже ожившей, отчего глубина сюжета оказалась раскрыта не в полной мере. Между тем, многими была отмечена большая теплота чувства, которую выразил Поленов в образе девочки, тянущей бледную, худенькую руку ко Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные поездки в качестве пенсионеров Академии. Год написания картины совпал с годом окончания Поленовым университета.

Отношение автора к вере.

Возраст Поленова на момент написания им картины «Воскрешение дочери Иаира – двадцать семь лет. Это тот период, когда он ещё находится в поиске своего пути, как художника. Мировоззрение Поленова на этот момент определялось его семейным воспитанием и влиянием таких художников-воспевателей Библейской истории, как К.П. Брюллов (с ним была знакома мать художника), А. Иванов, с которым жил в одном доме в Риме близкий друг семьи Поленовых Ф.В. Чижов.

С юных лет Василий Поленов находился под впечатлением полотна Александра Иванова «Явление Христа народу», отчего у него зародилось желание создать Христа «не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Для Поленова Христос становится идеалом, как «носитель идей любви и милосердия». Именно этими мыслями и чувствами будут пронизаны картины Поленова, на которых он впоследствии в подробностях изобразит жизненный путь Христа Спасителя. Но для Поленова Христос представляется больше как носитель идеалов христианской этики, а не как Спаситель мира. Спасение становится образным, метафоричным понятием, как спасение этого мира красотой, любовью, милосердием, а не как устремленность к Богу, соединение со Христом. Именно поэтому большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказали идеи Льва Николаевича Толстого – Поленову гораздо ближе был Толстой с его установкой на нравственное совершенствование. Личность Христа была эталоном, а человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону, который, по его мнению, был достижим.

Биография.

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в усадьбе Борок Тульской области (ныне Поленово). Его отец – археолог и библиограф Д.В. Поленов, мать – Мария Алексеевна Воейкова была художником-портретистом, родной внучкой знаменитого архитектора Н.А. Львова.

В 1863 году, после получения среднего образования, Василий Поленов поступил в петербургскую Академию художеств, одновременно посещал лекции на юридическом факультете университета.

В 1872 году с отличием оканчивает оба курса, за что награждается поездкой от Академии в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь, долгое время жил в Париже.

В 1876 году Поленов отправляется добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну. Спустя три года в 1879 году он вступает в общество художников-передвижников. В последующие периоды 1881-1884, 1894-1895, 1899, 1909 много путешествует, посещая Ближний Восток, Грецию, Италию.

В период с 1882 по 1895 гг. В.Д. Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893 году его избирают действительным членом Академии художеств.

С 1910 года круг его интересов расширяется – он занимается развитием провинциальных театров, становится руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

Картины Поленова – это разножанровые произведения. Среди них иисторико-религиозные картины – «Христос и грешница» (1886-1887), «Среди учителей» (1896), а также целый цикл картин о жизни Иисуса Христа, серия этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат (1877 г.), пейзажная живопись - «Московский дворик» (1878г.), «Бабушкин сад» (1879г.), «Заросший пруд» (1880 г.), Золотая осень» (1893 г.) и др.

В разное время своей жизни Василий Дмитриевич создавал театральные декорации, по его эскизам были построены церкви в Абрамцево (совместно с В. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой в 1906 году.

Последние годы жизни художник провел в созданной собственными руками и по собственному проекту усадьбе Борок, в которой он организовал музей художественных и научных коллекций. Умер 19 июля 1927 года.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий