Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описано во всех четырех Евангелиях. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его мучениям и Крестной смерти, а также было осуществлением ветхозаветных пророчеств (Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Согласно Священному Писанию, Иисус въехал в Иерусалим верхом на осле, где его встретил народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21:9).
В соответствии с Евангельским текстом, Иисус изображен верхом на молодом осле. Спаситель одет в одежды насыщенного синего и багряного цветов, что символизирует его божественную и человеческую природу. Господь показан в окружении Своих учеников и ликующего еврейского народа, который возлагают на Его пути ветви.
Работа исполнена в ярких красках и выполнена энергичными, резкими мазками, что придает сцене определенную драматичность. Лик Спасителя печален и сосредоточен - в приветственных возгласах Ему уже слышится грядущее «Распни Его, распни!» Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Также это событие имеет связь с предстоящими Страстями Христовыми, так как Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, закалывали на праздник Пасхи.
История создания
Картина написана Ван Дейком в восемнадцатилетнем возрасте. Считается, что при создании "Входа Господня в Иерусалим" Антонис уже был главным помощником Питера Пауля Рубенса. Ища свой собственный стиль, Ван Дейк находился под сильным влиянием Рубенса, что ощущается в ярком колористическом решении и динамичной композиции.
На картине нет пустого пространства, почти отсутствует пейзаж. Художник как бы погружает своего зрителя в центр приветствующей Христа толпы, дает прочувствовать окружающую Его атмосферу ликования.
Отношение автора к вере
Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:48).
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.
По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.
Биография
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.
В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.
Автор текста: Ольга Северинова.