Успение Богородицы «Ассунта» - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Успение Богородицы «Ассунта»
Успение Богородицы «Ассунта»
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Произведение: Успение Богородицы "Ассунта"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1516–1518 гг

Описание произведения.

В основу сюжета монументального полотна Тициана легло событие, описанное в ряде библейских апокрифов. Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин. 19:25–27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа. (Деян. 2:1–14).

Согласно церковному преданию, в день естественной кончины Богоматери все апостолы. проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. В описании Димитрия Ростовского находим следующие строки: «Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

События на картине происходят на трёх разных уровнях. В самом низу – апостолы, замершие в разнообразных позах. Они со страхом смотрят в небеса, взывая к ним с мольбой и протянутыми руками. В центре композиции – Дева Мария в красном одеянии и синей мантии. Она взмывает к небесам на облаке, окружённая множеством херувимов. Сверху на них взирает Господь, сопровождаемый ангелом, приготовившем для Марии корону.

История создания.

Полотно «Ассунта» принадлежит коллекции ранних работ Вечеллио Тициана, однако, именно она значительно прославила своего создателя. Картина создавалась на протяжении трех лет и стала первым крупным заказом Тициана. Предназначалась она для центрального алтаря венецианского собора. После ее написания художник получает официальное общественное признание - простой народ восхищался трудами живописца, а титулованные особы боролись за право стать его заказчиками. Объясняется этот триумф свежестью художественного мышления мастера. Тициан преобразует характер алтарного образа, наполняет его интенсивными эмоциями и чувствами. Композиция религиозного полотна приобретает совершенно новое построение. Полотно поражает истинностью и доказательностью содержания. Глядя на него, не узнаешь место действия. Лишь маленькие клочки земной поверхности в самом низу картины дают некоторую опору для понимания. Все персонажи, цветовое и пространственное решение, игра света и тени служат единой цели – показать вознесение Девы Марии.

Радостные переживания Богоматери, смотрящие на нее восторженные апостолы – все в картине пронизано жизнеутверждающей верой в бессмертие души и завораживающей духовной силой.




Отношение автора к вере.

Тициан Вечеллио был воспитан в глубоко религиозной семье. Известно, что его мать была воцерковленной христианкой, регулярно посещающей католические службы. Вероятно, от своих родителей Тициан перенял твердый морально-нравственный стержень, который не раз был духовной опорой на его жизненном пути.

Поселившись в Венеции, городе, где жизнь кипела бурным потоком, а искушения поджидали на каждом шагу, у художника хватило силы воли, чтобы не поддаться соблазнам. Он использовал данные ему возможности во благо общества и для проповеди истинных ценностей. Не случайно главными темами, которые Тициан избрал для своего творчества, были библейские и мифологические сюжеты. Тициан понимал, что Творец наделил его как мужской красотой, так и великим талантом. Однако художник осознавал и большую ответственность за полученные дары. Художник обучался в мастерской известного мозаичиста Бастиано Дзуккато, работавшего в соборе Святого Марка. Юноша взбирался на леса и до изнеможения трудился под сводами собора. Спустя полвека там же появится грандиозная мозаичная композиция «Апофеоз святого Марка», созданная по картону Тициана.

К живописи художник относился как к королеве всех искусств. Писал Тициан почти до смертного часа, буквально живя работой, своим творчеством прославляя Бога.



Биография.

Тициан Вечеллио родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре, предположительно между 1485 и 1490 годами. Отец художника был инспектором шахт и начальником народного ополчения. О полученном Тицианом образовании известно лишь то, что художник не читал на латыни - именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато и Джентиле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника - Джорджоне. Но это длилось недолго - Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. Основа деятельности Тициана - алтарные образы. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император уже пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. В творчестве живописца сочетаются библейские и античные мифологические сюжеты. Писал он и портреты известных современников, отличающиеся достоверностью и отсутствием приукрашивания, характерного для многих художников той эпохи.

Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы. Его похоронили в капелле церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, где он когда-то писал алтарный образ «Вознесение Марии».

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий