Святой апостол Варфоломей - Моретти Эгидио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой апостол Варфоломей
Святой апостол Варфоломей
Автор: Моретти Эгидио
Местонахождение: Крыша базилики Святого Петра, Рим
Произведение: Скульптура святой апостол Варфоломей
Жанр: Скульптура
Год создания: 1612-1613 гг.
Эпоха: XVII век, эпоха барокко

Описание произведения.

Скульптура, изображающая Святого Апостола Варфоломея, очень статична. И хотя левая нога Святого Апостола выставлена вперед, а корпус повернут вправо, к центру, движение, созданное этим типичным для эпохи барокко поворотом, гасится за счет очень жесткого каркаса скульптуры. Как и другой скульптор, Симеон Друин, автор этого изваяния, Эгидио Моретти, также цитирует фрески из станц Рафаэля, но положение руки, заимствованное из изображения философа Платона, смотрится самобытным, так как в приоткрытую кисть скульптор вложил нож – символ мученичества Святого Апостола. Этот нож и книга, которую Святой Апостол придерживает правой рукой, упирая в колено, акцентируют внимание на руках скульптуры, которые, вдобавок, имеют увеличенные пропорции, чтоб их было лучше видно с площади перед собором Святого Петра.

Одежда Святого Апостола, как и у других статуй – длинная хламида и плащ. Но только у статуй, созданных Эгидио Моретти, она ложится многочисленными причудливыми складками, характерными для эпохи барокко. Плащ завязан на шее, что также характерно только для этого автора.

Апостол изображен целеустремленным мужем зрелых лет, что подчеркнуто как сильно проработанными чертами лица и вертикальными морщинами на лбу, так и короткими волосами и курчавой бородой, напоминающими волосы и бороды со статуй римских императоров.

История создания.

Скульптура стоит на крыше западного фасада собора Святого Петра в Риме. Само здание было возведено в 1506-1564 годах рядом архитекторов, среди которых были Рафаэль и Микеланджело. Западная часть собора и фасад, выходящий на площадь, были возведены в начале XVII века. Это было решение папы Павла V. Он поручил архитектору Карлу Мадена достроить здание до формы латинского креста. После возведения, фасад был украшен фигурами: на его крыше в центре была вознесена статуя Господа и Спасителя Иисуса Христа, а вокруг него – Святой Пророк и Предтеча Иоанн Креститель и 11 апостолов (Иуда Фаддей, Матвей, Филипп, Фома, Иаков Заведеев, Андрей, Иоанн Богослов, Иаков Алфеев, Варфоломей, Симон, Матфий). Статуи Святого Апостола Петра на крыше нет – она вместе с изваянием Святого Апостола Павла находится у входа в собор.

Отношение автора к вере.

Эгидио Моретти родился и вырос в Италии, всю жизнь вращался в художественных кругах, в которых было распространено очень серьезное отношение к католицизму. Как и другие скульпторы своего времени, он очень ценил духовную составляющую христианства, охотно исполнял заказы для различных церквей. При этом он не был фанатиком и с огромным интересом работал с античными статуями, найденными на раскопках – это классическое наследие он воспринимал как художественную школу, а не как религиозные объекты.

Биография.

Эгидио Моретти, которого в документах иногда называли по латыни Эгидиксом Мореттусом, был одним из многочисленных римских скульпторов. Он родился около 1585 года, а самостоятельную карьеру начал в 1611 году – работал в капелле Боргезе с Джироламо Ринальди, и одновременно – в капелле Паолини в церкви Санта-Мария-Марджоре, где выполнял работы по отделке. В 1613 году ему были заказаны две статуи для крыши собора Святого Петра в Риме – Святого Апостола Иакова Заведеева и Святого Апостола Варфоломея.

В 1614 году Моретти начал сотрудничать с Томасом Арунделлом, лордом и вторым бароном Арунделлом. Для лорда скульптор работал много лет – делал статуи «в римском стиле» для его особняка (их них сохранились две – «Римский центурион» и «Цицерон», обе хранятся в музеях Оксфорда), находил по знакомым, реставрировал и присылал лорду подлинные античные статуи (некоторые из них сейчас можно видеть в Лувре), в 1625 году выполнил бюст графа Арунделла (также ныне хранится в Оксфорде).

С 1623 года Моретти работал при раскопках дворцов на Квиринале, одном из римских холмов, в частности, он отреставрировал статуи Адриана и Сабины, Венеры, Дианы, которые позже отослал в Англию своему покровителю. Сотрудничество с лордом продолжалось до 1628 года.

Позже Моретти создавал многочисленные надгробные памятники, из них сохранился бюст Бергамаччи в церкви Святого Варфоломея в Риме.

Эгидио Моретти был членом Академии Святого Луки, объединявшей живописцев и скульпторов Рима. В документах этой Академии скульптор последний раз упоминается в 1651 году. Видимо, вскоре после этого он и умер.

Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий