Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
*****
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льётся пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
Описание произведения.
В произведении «Сторона ль моя сторонка...» Сергей Есенин отходит от идиллического изображения своей Родины. Русь в этом стихотворении выглядит бедной и печальной. «Сторона ль моя сторонка / Горевая полоса / Только лес, да посолонка, / Да заречная коса...», — нет ничего, что намекало бы на богатство и достаток родных мест, поэтому Есенин использует эпитет «горевая». Слово «посолонка» обозначает тощую, малоурожайную землю. Однако это слово может быть так же образовано от посолонь (по солнцу) — Названия направления движения молящихся во время крестного хода.
Нищая родина обращена к нематериальному богатству, к духовному миру. Об этом говорит образ церквушки, возникающий во второй строфе: «Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест». Есенин с помощью олицетворения («чахнет») выражает своё сочувствие церкви, относится к ней, как к живому существу. Образ церквушки связан с духовной реальностью, поскольку крест на ней доходит до самых облаков. Неясной является символика кукушки: «И забольная кукушка / Не летит с печальных мест». Слово забольный ассоциируется с болезнью, а кукушка — с образом судьбы. Заболевшая птица, возможно, потеряла голос и возможность летать, что намекает на скорое разрушение «печальных мест».
Однако нищета не умаляет стремление народа к Христу, к духовному миру: «По тебе ль, моей сторонке, / В половодье каждый год / С подожочка и котомки / Богомольный льётся пот». Слово «половодье» намекает на весну и на главный христианский праздник Воскресения Христова.(Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20). Богомольцы идут в церковь, чтобы помолиться и порадоваться чуду избавления от смерти и приходу к жизни, к небу. Интересно, что «пот» источают не тела паломников, а «подожочки» (трости) и «котомки». Есенин будто говорит читателю, что к Богу устремлены даже неживые вещи.
Общий портрет богомольцев поэт даёт в последней строфе: «Лица пыльны, загорелы, / Веко выглодала даль». Паломники, подобно природе, бедные, печальные и страждущие. Слово «выглодала» навевает ощущение смерти. Однако в этой несчастной доле Есенин видит красоту – образ богомольцев вбирает в себя черты Спасителя: «И впилась в худое тело / Спаса кроткого печаль». Паломники и есенинская родина идут по пути Христа, а значит не за горами их воскресение.
История создания.
Стихотворение «Сторона ль моя сторонка...» датирована 1914 годом. Произведение написано под воздействием детских впечатлений Есенина о долгих путешествиях с бабушкой в монастырь на церковные праздники: «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст”».
Бабушка поэта была очень набожной женщиной, сочувствующей богомольцам и каликам: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого». Многие мотивы и образы в раннем творчестве Есенина были заимствованы из духовных стихов калик.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
Сторона ль моя, сторонка… - Сергей Есенин
Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса.
Только лес, да посолонка, Да заречная коса…
Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке, В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.