"Станционный смотритель" - Пушкин Александр Сергеевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

"Станционный смотритель"
"Станционный смотритель"
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Жанр: Повесть
Дата создания: 1830 г.

Описание произведения.

Повесть «Станционный смотритель» относится к циклу «Повести Белкина». Рассказ ведётся от лица автора, проезжающего по некоему тракту и зашедшему к смотрителю сменить лошадей.

Главный герой повести Самсон Вырин, станционный смотритель, живёт в своём домике с дочерью Дуней. Она — его любовь, утешение и отрада. Однажды его станцию посещает молодой ротмистр Минский. Очарованный Дуней, он притворяется больным, проводит у Самсона Вырина несколько дней, уговаривает девушку бросить отца и бежать с ним в Петербург. Отец едет в столицу, чтобы вернуть беглянку, но безуспешно. Минский выставляет его за дверь. Приехав домой, несчастный отец умирает от горя. Спустя годы, Дуня приезжает на могилу отца и горько плачет на ней.

Небольшая деталь: в доме Самсона Вырина на стене висели картинки с изображением евангельской притчи о блудном сыне.

Бросив отеческий дом, уехав с незнакомым мужчиной, Дуня повторяет грех блудного сына, усугубив его косвенным убийством престарелого отца. В евангельской притче сын пришёл в себя от лишений, раскаялся и возвратился к отцу. В повести Дуня не вернулась к отцу. Она заезжает в свою деревню, видимо, проездом и узнаёт, что отец умер. Она плачет на его могиле, но уже не может попросить у него прощения.

В евангельской притче сын расточил своё имение, живя блудно. Казалось бы, жизнь Дуни сложилась более успешно. Она богата, красиво одета, любима. Имеет троих детей. Но… Когда Самсон Вырин приехал в Петербург за дочерью, он не застал её в доме Минского. Она жила в другом доме, а значит, законной женой Минского она не была. Дуня внешне счастлива, но сможет ли она быть по-настоящему счастливой, будучи обесчещена Минским, не являясь его женой? Пушкин не даёт прямого ответа на этот вопрос, приглашая читателя к раздумью. Типично, что сам Минский живёт в доме, где помещается трактир, место гульбы и пирушек. Такими вот точными деталями автор характеризует и поступок, и судьбу Дуни.

Важнее всего то, что повествование проходит на фоне притчи о блудном сыне. В повести притча представлена в картинках. Это не пересказ Писания, а нечто прочно вошедшее в сознание и бытие людей. И в их быт. — Неслучайно отец блудного сына изображён в домашнем халате и колпаке. Это не милые детали бюргерской жизни. Автор описывает «горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы» обстановки уже в доме самого смотрителя. Бытовое сходство картинок и реальности показывает духовное сходство происходящего в жизни и в Евангелии. «Бытовой» поступок Дуни мы судим, исходя из нравственных основ бытия, заповедей Божиих. Именно они, эти основополагающие духовные законы, попраны и нарушены Дуней.

Когда рассказчик приезжает в домик смотрителя второй раз, уже после побега Дуни, он «тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына, <…> но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение». Жизнь разрушена.

Минский увозит Дуню по дороге в церковь, куда она собиралась к воскресной обедне, на Литургию. Эта деталь говорит о том, что поступок Дуни не просто некрасив, но прямо нарушает Божественный закон. Позволяя Дуне сесть в кибитку ротмистра, Самсон Вырин говорит ей: «…Его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Но гусар оказался именно волком, укравшим у отца любимую овечку. Дуня прямо отождествляется с заблудшей овцой: «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою. С этой мыслию прибыл он в Петербург…». Но если в притче Отец Небесный находит заблудшую овцу и, радуясь, несёт на плечах, то в повести отцу земному это сделать не удаётся.

Самсону Вырину посчастливилось увидеть Дуню в Петербурге, отслужив молебен у иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Тут же на улице он видит карету Минского и понимает, что тот едет к Дуне. «Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя». «Неизъяснимым движением сердца» он знает, что надо делать, проходит в дом и видит свою дочь. Действие повести происходит не только на земле, но и на Небе, не только в бытовом, но и в духовном плане. Божия Матерь, по замыслу Пушкина, помогает старику.

Увидев отца, Дуня падает в обморок. Через несколько лет, придя на его могилу, Дуня долго лежала на ней и плакала. Потом нашла священника и дала ему деньги на помин души отца. Не будучи в силах вымолить прощение для себя на земле, она таким образом приносит своё покаяние. Следуя замыслу автора, осмелимся предположить, не по молитвам ли отца Матери Божией было дано Дуне покаяние? Ведь именно Она тогда дала скорбящему Вырину шанс увидеть свою дочь. И вот теперь Дуня пришла к нему на могилу и, как может, пытается искупить свой грех.

В карете её ждут три богато одетых барчука, три сына. В духовной жизни что посеешь, то и пожнёшь. — По словам святого преподобного Паисия Святогорца, духовные законы столь же непреложны, как законы физики. — Не повторится ли история блудного сына с детьми Дуни? Или её покаяние предотвратит возмездие? — Пушкин оставляет вопрос открытым.

Евангельский сюжет о блудном сыне, отождествление Дуни с заблудшей овцой, а Минского с хищным волком, — выводят повесть из области быта в область бытия, показывают в происшедшем нарушение Божественного закона, заповеди о почитании родителей, заповеди о недопустимости прелюбодеяния. Евангелие расставляет акценты в оценке поступка девушки и предостерегает о возможном возмездии в будущем.

История создания.

«Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина». А.С. Пушкин работал над сюжетом в имении Болдино («болдинская осень»), накануне женитьбы. Повесть была написана в несколько дней и окончена 14 сентября 1830 года. Цикл был впервые издан в 1831 году.

Отношение автора к вере.

А.С. Пушкин был одарён редкостным даром. Проникновение в самую суть вещей, гениальная отзывчивость, до невероятия обострённый поэтический слух, — всё это дар, данный человеку. Кем? Для верующих ответ очевиден. Человек свободно выбирает, как поступить с талантом от Бога. Если это дар слова, то петь Божью Премудрость или обратить его на низкие предметы?

Поэт прошёл долгий путь. От мятежной юности до «мужа совершенна». Если ранние его сочинения − фонтан страстей, подчас беспощадной иронии, то зрелый Пушкин предстаёт человеком христианского мировоззрения.

Перелом в жизни и мировоззрении поэта начинается в Михайловской ссылке. Поэт в уединении, углублён в себя, бывает в Святогорском монастыре, изучает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, читает Библию «от доски до доски». Пишет историческую драму «Борис Годунов» (1825). Впервые являет себя национальным поэтом. Им не только пережиты исторические судьбы своего народа, история царя Бориса описана в нравственных христианских категориях. — Терзания души, отягощённой грехом, «мальчики кровавые в глазах» убийцы, ужас простого народа, который «безмолвствует», но сердцем ощущает свершившееся злодеяние. И величавый образ монаха-летописца Пимена, без лицеприятия пишущего летописную правду, как пишут книгу жизни. Тогда же поэт создаёт своего «Пророка» (1826), вдохновлённого Книгой пророка Исайи, в котором задача поэта осознаётся как миссия. Пушкин и позже писал стихи на религиозные темы. За полгода до смерти, Пушкин сочиняет «Отцы пустынники и жены непорочны», переложение молитвы святого Ефрема Сирина, которая читается за богослужениями Великого Поста.

Есть у Пушкина христианские мотивы и в прозе. Мы видели их в «Станционном смотрителе» («Повести Белкина»). Христианский подтекст есть даже во внешне ироничной и авантюрной повести «Метель». Марья Гавриловна так и не смогла выйти замуж без родительского благословения. Десница Божия через метель расставила всё по местам, и Маша выходит за благословлённого матушкой Бурмина.

Петр Гринёв и Маша Миронова, герои «Капитанской дочки» (1936) — это образец чести, верности, долга, православного понимания жизни.

В 1830 году происходит известная стихотворная переписка Пушкина с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), который в стихотворной форме обличает стихи Пушкина («Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?») Он пишет: «Не напрасно, не случайно / Жизнь от Бога нам дана, / Не без воли Бога тайной / И на казнь осуждена …». Пушкин в «священном ужасе» покаянно склоняет главу перед словом владыки. В ответном стихотворении он признает его правоту.

И далее жизнь и творчество Пушкина находятся в русле христианской традиции. Поэт женится, рождаются дети. Он готов ценой жизни защищать святость домашнего очага от поругания. Смертельно раненый Дантесом на дуэли, он просит позвать священника. Отец Пётр, исповедавший и причастивший Пушкина, был потрясён его последней исповедью и сказал, что он «себе желал бы такой кончины». Пушкин запретил мстить за себя, простил своего убийцу и сказал, что хочет умереть христианином.

Биография.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, писал стихи, а дядя, Василий Львович, был литератором и первым наставником Пушкина на этом поприще. Мать, Надежда Осиповна, любила музыку. В 12 лет Пушкин поступает в Царскосельский Лицей. В Лицее Пушкин пишет свои первые серьёзные стихи. К нему приходит успех.

По окончании Лицея окунается в столичный литературный мир. В 1820 году из-за политических стихотворных выпадов против властей, Пушкин был вынужден ехать в Крым на четыре года. В Крыму поэт написал такие шедевры, как поэма «Бахчисарайский фонтан», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда…» и др. В 1824 году царским указом поэт сослан в деревню матери Михайловское, где жил до 1826 года. Он много работает, читает, пишет, создаёт историческую драму «Борис Годунов», четыре главы романа «Евгений Онегин», «Пророк» и ещё более ста стихотворений. В Михайловском Пушкин достигает поэтической и личной зрелости, становится великим национальным поэтом. Михайловская ссылка уберегла его от участия в восстании декабристов, от ссылки в Сибирь.

Новый царь Николай I освободил поэта. В Москве Пушкин выпускает «Московский журнал». Путешествует в действующую армию на Кавказ. Возвращается и женится на красавице Н.Н. Гончаровой. Семья переезжает в Петербург.

В позднем своём творчестве Пушкин предстает как зрелый человек христианской традиции, глубоко размышляющий о жизни русского народа, непреходящих его ценностях. В этот период написаны поэма «Медный всадник», повесть «Капитанская дочка», стихотворения «Вновь я посетил», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и многие другие.

8 февраля 1837 года Александр Сергеевич, защищая честь жены и святость семейного очага, был смертельно ранен на дуэли. Его убийцей стал французский офицер Жорж Дантес, за которым стояли царь и множество интриганов и недоброжелателей поэта. Скончался 10 февраля 1837 года. Похоронен на родовом кладбище Святогорского монастыря.

Автор текста: Мосунова Наталья Михайловна.

01
--:--
03:47
1x
02
--:--
04:33
1x
03
--:--
12:59
1x
04
--:--
04:14
1x
05
--:--
03:34
1x

Оставить комментарий