Совесть. Иуда - Ге Николай Николаевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Совесть. Иуда
Совесть. Иуда
Автор: Ге Николай Николаевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Совесть. Иуда
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1891 г.

Описание произведения.

Картина Николая Ге «Совесть. Иуда» отсылает зрителя к библейскому сюжету предательства Иисуса Христа, описанного во всех четырех Евангелиях: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22:47-49).

На переднем плане полотна мы видим одинокую согбенную фигуру Иуды, которая стоит на ночной дороге. Он зябко кутается в одеяние, обреченно натягивая его на себя, как саван. Уже никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Впереди тусклый свет от удаляющейся процессии, уводящей Христа. Стихают шаги и голоса. Иуда не решается идти вслед за ними, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя. Теперь перед ним тьма. Только Луна мертвенно светит ему в спину. Предатель застыл, словно соляной столб, он находится на пороге страшного решения – самоубийства.

История создания.

Эту позднюю картину Николая Ге, примыкающую к его «Страстному циклу», совершенно не поняли современники. Между тем, Ге признавался в письмах, что этот сюжет чрезвычайно дорог для него, а над живописным решением картины он работал мучительно долго, дважды бросал, потом опять возвращался к ней, и найденную композицию считает удачной и вполне отвечающей его замыслу. Иуду художник считал первообразом предательства. В письме А.С.Рождествену Ге объяснял: «Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине «Совесть». Мы все, так или иначе, уподобляемся Иуде, объяснял Ге в письме другому своему корреспонденту, П.И.Бирюкову, когда «низшие потребности, плотские делают бунт и восстают из человека».

Иуда – не единственная человеческая фигура на полотне. На большом отдалении от него, едва различимые люди с факелами уводят Христа. За этой группой людей, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат любимые ученики Христа – Пётр, Иоанн. А Иуда движется столь медленно, что всё больше отдаляется от них. Так происходит, объясняет Ге, потому что чувства, испытываемые Иудой, двойственны: он знает, что должен идти и одновременно – что после совершённого ему идти нельзя. Ссутулившаяся спина Иуды выражает его мучительную нерешительность. «И побежать не может, и бросить не может», – пояснял Ге мотивы поведения Иуды в письме дочери Толстого Татьяне Львовне.

Примечательно, что Иуду Николай Ге, уже не в первый раз, изобразил «без лица». Сходным образом он поступил в более ранней картине «Тайная вечеря» (1863). «Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели», – писал Ге в 1892-м году А.С.Рожествену, объясняя, что дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил.

Понадобилось целое ХХ столетие с его опытом постклассического искусства, чтобы зрители, в полной мере, смогли оценить экспрессию Ге и удивительный «лунный грунт» под ногами его Иуды.

Отношение автора к вере.

Евангельские сюжеты были лейтмотивом творчества Николая Ге. Художник очень остро ощущал свой живописный дар и понимал, что с помощью кисти он призван свидетельствовать об Истине.

Конечно, на творчество Ге в разработке евангельских тем, повлияли работы его предшественников - мастеров итальянского Возрождения и великого русского художника Александра Иванова. Изучение творений этих художников помогло ему определить свой путь, найти главную тему – тему Христа, Богочеловека и, вместе с ней, тему страдающего человека. Тему драматического, больше того, трагического столкновения взглядов, тему самопожертвования и душевной чистоты в столкновении с грубой и фанатичной силой, эгоизмом и гордыней.

В своем религиозном творчестве Николай Николаевич Ге никогда в полной мере не следовал сложившейся традиции. Он шел от себя, от своего понимания, мировоззрения, которое отражало всю сложность идейных и художественных исканий его времени. Сам художник не расставался с Евангелием, бесконечно цитировал его, увлекался теориями новейших толкователей христианства. Многие современники Ге не приняли его творчества. Воспитанные в ортодоксальной христианской традиции, критики увидели в его картинах некоторую подмену смыслов. Сам художник глубоко переживал этот факт. Нередко он уничтожал или переписывал свои картины, но в итоге остался верен своему переосмыслению Священного писания, потому творческий путь Николая Ге можно, в полной мере, назвать тернистым путем познания Бога.

Биография.

Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев. По окончанию там гимназии, Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 году он бросил науку и поступил в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы».

В 1857 году художник был отправлен за границу. За шесть лет путешествий, Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). В 1860 году он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи.

В начале 1864 года Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.) Он также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1867 году он посылает это полотно на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В 1870 году Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 году он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). На время Николай Ге отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. Затем он продолжил писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге. Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий