yandex

«Собор Богоматери» -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Собор Богоматери»
«Собор Богоматери»
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Москва
Название иконы: Икона «Собор Богоматери»
Жанр: Икона
Эпоха/течение: Псковская иконописная школа
Время создания: XIV век

Описание иконы.

Икона «Собор Богоматери» (Быт.28:10-17; Иез.43:27, Иез.44:1-4; Притч.9:1-11), написанная псковскими мастерами в конце XIV века, поступила в Государственную Третьяковскую Галерею из ЦГРМ в 1934 году. В Реставрационные Мастерские была привезена из церкви Покрова на Торгу в Пскове и раскрыта В.О.Кириковым в 1926 – 1927 годах.

Образ написан яичной темперой по левкасу на сосновой доске размером 81 × 61 см, покрытой паволокой. Сохранность иконы хорошая, с небольшим дефектом левкаса внизу слева.

Композиция образа относится к иконографическому типу Собора Богоматери. В центре иконы на изящном, тщательно выписанном троне оранжевого цвета с белыми пеленами на спинке, восседает Дева Мария в коричневом мафории с пробелами на складках. Она держит у груди восьмиконечную славу из красного и тёмно-зелёного ромбов с изображением Богомладенца. Трон написан на фоне тёмно-зелёных горок с пробелами на лещадках. Справа от Божией Матери, немного за троном, ясли такого же, как трон цвета, с Младенцем, над которым склоняются, согревая его своим дыханием, бык и осёл.

Слева от Богоматери изображены преклоняющиеся волхвы, надпись рядом можно расшифровать как «волхвы кланяются». Фигура справа и ниже, на зелёном фоне, обнажённая до пояса, олицетворяет Землю «земля вертеп принесоша». Напротив неё, слева от трона, также полуобнаженная, фигура, олицетворяющая Пустыню «пустыня ясли даеть». Вверху, над горками слева изображены ангелы в алых плащах, но без крыльев, справа – пастыри (пастухи). Над пастырями – небольшая поясная фигура Святой Варвары, над ангелами – поясное изображение Святителя Николая.

Внизу иконы, под троном Богоматери, изображены певцы в белых одеждах с чёрной каймой. Справа от них написана фигура юноши в стремительном движении. Слева – Козьма Маюмский, держащий раскрытую книгу и склонённый над ней.

Основные цвета образа характерны для псковских писем – тёмно-зелёный, коричневый, красный, оранжевый и белый. Вохрение темно-коричневое, блики по нему жёлтые. Фон и поля иконы перечищены с жёлтого на цвет слоновой кости.

История образа.

Икона происходит из псковской церкви Покрова на Торгу («от торгу»), куда была перенесена из деревянной Варваринской церкви (1618) псковского женского монастыря.Согласно иконографическому типу образа, в композиции присутствуют все основные его фигуры – Дева Мария, Рождественская звезда, Младенец в яслях, волхвы, пастухи, ангелы, животные и образы, олицетворяющие твердь – Земля и Пустыня. Позже, в XVI – XVII веках, иконография Собора Богоматери усложняется появлением образов, олицетворяющих море, ветры, страны света и другие подробности.

Специалистами изображение ангелов с утраченными крыльями трактуется двояко: одни соотносят такой живописный приём с учением стригольников, другие говорят о механических повреждениях красочного слоя. В верхних углах иконы, скорее всего, изображены тезоименитые Святые заказчиков, Николай и Варвара. Остается неразгаданной фигура юноши в активном движении с поднятой рукой в нижнем правом углу иконы. Специалистами осторожно предполагается, что это образ молодого пастуха, дивящегося на Вифлеемскую звезду.

Особенности иконописной школы.

Псковская иконописная школа образовалась на Руси в XIII веке, а расцвета достигла в конце XIV и XV веках. Псковская иконопись своеобразна, это обусловлено обособленностью Пскова от других центров древнерусского государства, а также его пограничным положением. Как «брат» Великого Новгорода, Псков воспринял художественные приёмы и традиции его школы. Однако к концу XIV века всё это было творчески переработано так, что смело можно говорить о полной самобытности псковского письма.

В псковской иконописи присутствует характерный колорит тёмно-зеленого, белого и светлой киновари, позднее добавляется обилие золота на фоне икон и золотого ассиста на одеждах. Повышенная экспрессия образов, их внутренний динамизм и напряженность возникли у псковских мастеров как следствие влияния на культуру постоянных военных конфликтов и иноземных вторжений. Но влияние на развитие псковской живописи также оказали и постоянные контакты с культурой Запада. Это чувствуется уже в произведениях XIV века, а позднее, в XVI веке, псковских иконописцев нередко обвиняли и в распространении «латинских ересей». Псковская иконописная школа оказалась одной из самых устойчивых и сохранялась почти до начала XVII века.

Автор автор: Марина Румянцева.

Оставить комментарий