Снятие с креста - Рогир ван дер Вейден

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Снятие с креста
Снятие с креста
Автор: Рогир ван дер Вейден
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: Снятие с креста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1435-1440 гг.

Описание произведения

О снятии с креста и погребении Спасителя упоминают все четыре евангелиста. По мнению искусствоведа Лорн Кэмпбелл на картине изображены: Мария Клеопова, вытирающая слезы; апостол Иоанн Богослов и Саломея поддерживающие упавшую в обморок Деву Марию; Никодим удерживающий тело Иисуса, подхватив его плащаницей; молодой человек на лестнице, помогавший снимать умершего Иисуса. Иосиф Аримафейский стоит справа, поддерживая ноги Христа. Здесь же фигура бородатого человека с сосудом в руках, вероятнее всего, это слуга Марии Магдалины, которая стоит крайней справа и в глубоком горе заламывают руки.

В центре композиции художник изобразил Христа и Деву Марию. Ван дер Вейден проявил смелость и нарушил существовавшие каноны, придав телу Девы необычное положение. Её фигура почти повторяет положение тела Иисуса, подчёркивая этим преданность Матери своему Божественному Сыну и Его делу искупления человечества. Положение рук Христа и Его Матери направляет взгляд зрителя на череп Адама, символизируя таким образом сущность искупления.
Фигуры выполнены почти в человеческий рост и помещены в очень ограниченное пространство, образуя слитную группу. Этот приём привлекает внимание зрителя к переднему плану композиции и усиливает трагизм события. Вводя иррациональные детали, деформируя реальные образы, художник достигает высокого эмоционального воздействия. Рогир отказался от изображения живописного фона, обычного для иллюстрации данного сюжета, сосредоточив внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях многочисленных персонажей.
В знак того, что картина заказана гильдией арбалетчиков, в углах панелей изображены маленькие арбалеты.

История создания

«Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена это центральная часть триптиха, написанного для алтаря. Произведение создано в брюссельский период творчества художника и считается одной из вершин европейского изобразительного искусства XV века. К сожалению, боковые створки и другие части алтаря не сохранились, что не позволяет оценить в полной мере масштаб замысла.
Работа была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена и первоначально находилась в часовне Девы Марии. Искусствоведы датируют её создание приблизительно 1435-1440 годами. В 1548 году картину ван дер Вейдена обменяли на её копию работы Михаэля Кокси и орган. Новым владельцем «Снятия с креста» стала сестра Карла V, штатгальтер Нидерландов, Мария Австрийская. «Снятие с креста» находилось в её замке в Бинче. Филипп II, будущий король, перевёз картину в Испанию, где она хранилась в часовне его охотничьего домика в Эль-Пардо. С 1574 года картина находилась в Эскориале. В 1939 году «Снятие с креста» было передано в музей Прадо.
Видевший в 1551 году картину, испанский дворянин Винсенте Альварес, отозвался о произведении ван дер Вейдена так: "Это была лучшая картина во всём замке и даже, я считаю, во всём мире, потому что я видел в этих краях многие хорошие картины, но никто не мог сравниться с ней по верности природе и благоговейности изображения. Все, кто видел её были того же мнения".

Отношение автора к вере

Исследователи биографии художника, выдвигают гипотезу, что Рогир ван дер Вейден получил университетское образование. Об этом свидетельствует глубокое знание богословия, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов. Кроме хорошего знания Библии, картины живописца обладают свойством раскрывать мир личных переживаний и чувств человека, преображаться под действием благодати. Насыщенность библейских сцен реалистичными подробностями домашнего быта, говорит о том, что жизнь по заповедям Христовым стала реальностью в жизни художника. Об этом же свидетельствуют реальные факты его биографии. Документы зафиксировали частые пожертвования ван дер Вейдена на нужды монастырей и христианских обществ. Сам Рогир состоял в членах общества Святого Креста.

Историк-искусствовед Эрвин Панофский пишет: "Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина". Он так же интеллигентен, сдержан и благочестив, как произведения, созданные его кистью. Влияние богоугодного таланта художника, Господь распространил по Франции, Германии и Испании.

Старший сын художника стал монахом. Таким образом, Рогир кроме благочестивой семейной жизни, обильных и изящных плодов своего таланта, принёс в дар Богу и своего первенца, решившего посвятить свою жизнь Богу.

Биография

Рогир ван дер Вейден родился в 1399 году в Турне (герцогство Бургундия) в семье продавца скобяных товаров Анри де ле Пастюре. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Первое документальное свидетельство говорит, что в 1426 году Рогир продал дом недавно скончавшегося отца в Турне. В том же году Рогир женился на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс. В следующем году у пары родился первенец Корнелиус. Затем на свет появилось ещё трое детей: дочь Маргарита и двое сыновей Питер и Ян.
К 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ле Пастюре», что позволяет биографам выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. В 1432 году Рогир стал членом городской гильдии живописцев Турне.
По косвенным данным, первые три года самостоятельного творчества художник провёл в Брюгге в мастерской ван Эйка. Одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием его творчества.
К 1435 году художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного герцога Бургундского. В связи с переездом в Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский, Мастер Роже де ле Пастюр переводит своё имя с французского на нидерландский и становится Рогиром ван дер Вейденом. В марте 1436 Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя».
Дальнейшая жизнь и судьба ван дер Вейдена связана с долгой и плодотворной работой в качестве официального городского живописца, не испытывающего недостатка в щедрых и многочисленных заказах со стороны герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, представителей знати, и богатых купцов-итальянцев. Сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти художника.

В 1450 году Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию, побывав в Риме, Ферраре и Флоренции. Художник интересовался работами фра Анджелико и Джентиле да Фабриано. По заказу итальянских династий Медичи и д’Эсте художник написал «Мадонну», ныне хранящуюся в галереи Уффици, и известный портрет Франческо д’Эсте (1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Итальянские впечатления отразились в алтарных композициях «Алтарь Иоанна Крестителя», триптихах «Семь таинств» и «Поклонение волхвов», выполненных им по возвращении во Фландрию.
18 июня 1464 года Рогир ван дер Вейден скончался. Его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий