«Снятие с креста» - Рогир ван дер Вейден

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Снятие с креста»
«Снятие с креста»
Автор: Рогир ван дер Вейден
Местонахождение: Прадо, Мадрид
Произведение: «Снятие с креста»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Нидерландская школа живописи
Дата создания: ок. 1435 - 1440 гг.

Описание произведения.

Этот алтарный образ, созданный нидерландским художником, своей возвышенной красотой и трагичностью сразу же поразил современников мастера. Сюжет его иллюстрирует стихи 57-60 главы 27 из Евангелия от Матфея: «...Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело, и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею...». (Мф. 27:57-60).

Это — один из самых трагичных моментов Нового Завета. Слуга одного из персонажей снимает распятого мертвого Иисуса с креста, а все остальные святые скорбят о гибели Спасителя. Художник мастерски передает трагические чувства участников действа. Композиция связывает удлиненные «готические» силуэты словно бы в единую цепь. Особенно это подчеркнуто во вторящих друг другу параллельных линиях тела мертвого Христа и потерявшей сознание от душевной боли Девы Марии. Насыщенные цвета одежд по яркости напоминают средневековые витражи.

Лица и жесты людей, окружающие Христа, выражают различные оттенки горя — от стоического переживания до нескрываемого отчаяния. Сочетание приемов готического искусства с уже проявляющимися чертами раннего Ренессанса придает особую выразительность работе.

История создания.

Работа была заказана мастеру гильдией арбалетчиков Левена — фламандскими профессиональными военными, для которых страдание от ран на поле боя и смерть была благородным и неотвратимым долгом. Для них особое значение имели слова Христа, который предрекал свою смерть ради людей: «...С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту...». (Мф. 16:21).

То, что это - «военная» картина, свидетельствуют арбалеты, изображенные в верхних углах композиции. Однако, спустя несколько лет, работу выкупила представительница королевского рода Габсбургов. Мария Австрийская. После гибели на поле боя своего супруга, венгерского и чешского короля Людовика II, Мария Габсбургская стала наместницей Нидерландов. Будучи не коронованной правительницей, Мария, уроженка Фландрии, видимо, считала себя защитницей фламандцев, оказавшихся из-за войн под властью Испании.

Мария увидела этот алтарный образ, предположительно, в принадлежащей гильдии часовне Девы Марии и забрала его себе, заказав художнику Михиэлю Кокси копию. В качестве компенсации Мария Австрийская подарила капелле орган.

Картина Рогир ван дер Вейдена «Снятие с креста» еще долго хранилась в королевских домах Габсбургов, а также у их приближенных вельмож.

Отношение автора к вере.

О жизни этого нидерландского художника почти ничего не известно. Рогир ван дер Вейден был дружен с немецким теологом, церковно-политическим деятелем, а в дальнейшем кардиналом Римской католической церкви и папским легатом, Николаем Кузанским. Его философия основывалась на концепции соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия. Вероятно, художник точно так же считал, что Бог есть Единое. Поэтому в своем творчестве он стремился соединить черты старого средневекового понимания мира, где человек — только раб Божий, с ренессансным миропониманием, что человек подобен Богу. Холодный средневековый аскетизм сочетается в его работах с глубокой одухотворенностью пластических образов.

Биография.

Будущий художник родился в 1399 или в 1400 году в Турне (город на франко-фламандской земле) в семье ножовщика. Достоверных сведений о детстве и юности Рогир ван дер Вейдена не сохранилось. Но изначально его звали на старофранцузский манер Роже де ля Пастюре. Именно под таким именем он продал дом своего отца и женился на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс. Где и у кого сын ножовщика получил художественное образование — неизвестно. Однако его знакомство с богословами, а также утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерная для его работ, указывает на вероятное университетское образование.

В период с 1427 по 1432 Роже, сам считаясь мастером, обучался или работал в мастерской у художника Робера Кампена, и по окончании этой деятельности стал членом городской гильдии живописцев Турне.

Также известно, что в 1435 году художник вместе с семьей переехал в Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский. Таким образом, Роже де ля Пастюре стал Рогиром ван дер Вейденом. Уже спустя год он получил почетный титул «художника города Брюсселя» и прожил в нем до конца своих дней в 1464 года.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий