Снятие с креста - Пуссен Никола

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Снятие с креста
Снятие с креста
Автор: Пуссен Никола
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Снятие с креста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1660-1664 гг.

Описание произведения

На полотне Пуссена изображен эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса. Согласно римскомуобычаю, тело Христа должно было оставаться на кресте до тех пор, пока оно не сделается добычей птиц. Однако по иудейскому обычаю приговоренных к распятию до заката снимали и хоронили. Христос, благодаря ходатайству Иосифа Аримафейского - Его тайного ученика, был похоронен по иудейскому обычаю. Упоминание о снятии тела Иисуса имеется во всех четырех Евангелиях, но у Иоанна — с несколько большими подробностями: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен» (Ин 19:38).

На картине Никола Пуссен объединил два сюжета "Снятие с креста" и "Оплакивание". Апостола Иоанна художник изобразил бережно поддерживающим мертвое тело Спасителя, а Богоматерь склонившейся в скорбном рыдании. Руки Девы молитвенно сложены на груди. Лица оплакивающих Христа искажены мукой сострадания. Для изображения тела, испустившего дух Спасителя, Пуссен использует оттенки зеленого и белого цветов, в подреберье и на конечностях видны следы от кровавых ран. К ногам Богочеловека припали два рыдающих ангела, что еще больше усиливает пронзительность сцены.
Зритель видит лишь основание креста и приставленную к нему лестницу, от которой вверх к перекладине тянется белое полотно. Оно и белые одежды Иисуса контрастируют с багряным и тёмно-синим пейзажным фоном, подчеркивая эмоциональную напряженность и драматизм происходящего.

История создания

"Снятие с креста" - раннее произведение Пуссена, созданное в 1627-1628 годах. Искусствоведы отмечают в этом произведении влияние барочного искусства.
С точки зрения христианского зрителя, мастер умело передал человеческую составляющую евангельского сюжета. Цвет, линия, композиция, все художественные средства Пуссен употребил, чтобы подчеркнуть трагедию произошедшего, вызвать в сердце каждого смотрящего сопереживание и сострадание.
В собрание Государственного Эрмитажа картина поступила в 1769 году из собрания графа Г. Брюля в Дрездене.

Отношение автора к вере

О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы, и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.

Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.

Биография

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.

В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.

В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.

Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.

В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.

Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.

Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.

19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий