yandex

«Снятие с креста» - Рубенс Питер Пауль

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Снятие с креста»
«Снятие с креста»
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
Произведение: «Снятие с креста»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1612 г.

Описание произведения.

Эта многофигурная композиция фламандского художника, с момента своего создания является частью алтаря. Она отображает собой сюжет Стихов 57 - 59 главы 27 из Евангелия от Матфея: «Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею…». (Мф.27:57-59).

Мы становимся свидетелями трагичной сцены, когда тело распятого Спасителя снимают с креста его ученики и последователи. Двое мужчин, перегнувшись сверху через перекладину, спускают мертвого Христа на белоснежной плащанице, в то время как святой Иоанн, изображенный в красном гиматии, принимает на себя всю тяжесть бездыханного тела. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице слева, поддерживает тело Иисуса под руку, Мария Магдалина, подставив под Его стопу свое плечо, препятствует тому, чтобы тело Учителя соскользнуло на землю. Справа старец Никодим, в контрастно-синем одеянии, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает Христа. Слева, с бледным, горестным лицом склонилась Богородица. Она протягивает ладонь, чтобы принять тело Сына и смотрит на Него с нескрываемой скорбью и любовью.

Наиболее поразительно и натуралистично проработана художником фигура мертвого Христа, изображенная с окровавленными ранами от гвоздей и невероятной изломанной, мужественной пластикой. Иисус и все те, кто не бросили его в роковые минуты жизни Спасителя, приняли на себя всю тяжесть этого жесткого мира, в котором понадобилась смерть Бога, чтобы искупить грехи человеческие.

История создания.

Данное произведение было заказано Питеру Паулю Рубенсу руководителем Гильдии аркебузиров, Николасом Рококе. Это полувоенное братство являлось своеобразным стрелковым клубом того времени, члены которого предназначались для охраны города и его жителей в случаях опасности. Небесным покровителем Гильдии считается святой Кристофер и члены братства состояли прихожанами небольшого кафедрального собора, освященного в его честь. Для украшения алтаря капеллы этого храма Рококе и заказал Рубенсу данный сюжет, который в дальнейшем стал центром целого триптиха. И тогда он оказался украшением бокового пределла главной городской церкви - Собора Антверпенской Богоматери. В этой части храма стали молиться только аркебузиры. И сегодня данное произведение украшает все тот же средневековый храм.

Отношение автора к вере.

Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан в любви к Христу. Превосходное знание Библии оказалось важнейшим фактором для всей его творческой деятельности. Понимание христианства и одновременно человеческой природы – одно из главных качеств, которые и сделали из нидерландского художника, выдающегося на все времена мастера кисти. Люди на его полотнах действительно созданы из плоти и крови, а божественная суть передана удивительной красотой, мощью живописного мастерства.

Все свою деятельность Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежала никаких сомнений. Поэтому он создавал не только портреты по заказу, но многочисленные христианские сюжеты, в том числе предназначавшиеся для украшения соборов.

Одной из важных миссий художника была дипломатия. Забота о мире, в котором, наконец, закончились бы войны и передел финансов, особенно волновала Рубенса и заставляла часто ездить по свету. Но где бы ни оказывался Рубенс, в своих картинах он неизменно стремился передать христианское предназначение человека – доброту и любовь к ближним и Богу.

Биография.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене, в семье юриста - эмигранта из Фландрии. В 1579 Рубенсы переехали в Кельн, где и прошло детство будущего живописца.

После смерти отца в 1587 году, мать с детьми вернулась в Антверпен, и Рубенс начался учиться в школе Ромбута Вердонка. Вскоре его определили в пажи к графине Маргарите де Линь, благодаря которой Питер стал обучаться рисованию у местных художников Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.

В 21 год Питер Пауль Рубенс был принят мастером в гильдию Святого Луки – антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников. В это же время он принял участие в росписи резиденции новых правителей Фландрии — эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.

В мае 1600 года мастер отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзаго. В марте 1603 этот Гонзаго отправил Рубенса с посольством в Испанию. Художник привез в дар испанской королевской семье несколько картин итальянских мастеров, а также собственные полотна. Они удостоились высокой оценки в Мадриде – не случайно именно в Испании Рубенс впервые прославился как живописец. После возвращении из поездки, художник 8 лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, долго жил в Риме. Но где бы ни находился Рубенс, он ни на минуту не прекращал рисовать.

В 1608 году скончалась мать Рубенса, и он отправился на родину. Во Фландрии мастер получил должность придворного живописца у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта в Брюсселе.

В 1609 Рубенс венчался с дочерью секретаря городского регентства Антверпена.

В 1621 году королева-мать Франции Мария Медичи отметила Рубенса как гениального художника, сделав ему заказы на несколько картин. Одновременно с этим Рубенс начал выполнять при ее дворе ряд дипломатических миссий в отношении испанского королевского рода Габсбургов. За свои заслуги в области дипломатии, в 1624 году художник получил испанское дворянство, а в 1630 был посвящен в британские рыцари Карлом I.

В 1629 году Питер Пауль Рубенс был удостоен звания почетного магистра искусств Кембриджского университета.

После 1635 года у художника стали учащаться приступы подагры. После 1638 года болезнь поразила его правую руку, лишив возможности писать. В феврале 1639 года состояние Рубенса уже вызывало опасения у всей семьи. 27 мая 1640 года художник составил завещание. 30 мая Питер Пауль Рубенс скончался в Антверпене, где и был похоронен.

Автор текста: Светлана Королева.





Оставить комментарий