«Серебристая дорога» - Сергей Есенин

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Серебристая дорога»
«Серебристая дорога»
Автор: Сергей Есенин
Произведение: «Серебристая дорога»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1917 г.

«Серебристая дорога»

Серебристая дорога,

Ты зовёшь меня куда?

Свечкой чисточетверговой

Над тобой горит звезда.

Грусть ты или радость теплишь?

Иль к бездумью правишь бег?

Помоги мне сердцем вешним

Долюбить твой жёсткий снег.

Дай Ты мне зарю на дровни,

Ветку вербы на узду.

Может быть, к вратам Господним

Сам себя я приведу.

Описание произведения.

В основе стихотворения Сергея Есенина «Серебристая дорога» лежит тема пути. Главным мотивом является «дорога». Поскольку лирический герой не знает, куда приведёт его выбранное направление («Ты зовёшь меня куда?»), то можно предположить, что дорога олицетворяет жизненный путь.

Эпитетом «серебристая» автор создаёт ассоциативный ряд: зимняя, чистая, яркая. Дополняется он символом звезды, горящей во мраке, описываемой с помощью метафоры: «свечка чисточетверговая». Пасхальный контекст создаёт образ духовного пути. Чистый четверг считается в народе временем очищения. В четверг Страстной недели Христос омывает ноги своим ученикам. (Ин.13). Но в этот день происходит и предательство Иуды, и молитва Христа в Гефсиманском саду. Христос узнаёт от Отца о том, что Крест неизбежен. Четверг — это поворот Страстной недели к страданиям, смерти и воскресению Господа. (Пс.67; Деян.2:23-24; Рим.6:4). Именно это настроение поворота, пограничного состояния России передаёт Сергей Есенин.

Лирический герой задаёт вопросы, что именно ждёт его на дороге: «Грусть ты или радость теплишь? / Иль к безумью правишь бег?». После этого стихотворение становится похожим на молитву: «Помоги мне сердцем вешним / долюбить твой жёсткий снег». Под словом «долюбить» Есенин подразумевает дойти до конца духовного пути, преодолевая большие трудности, ибо путь к Господу — это нелёгкий путь любви. Лирический герой просит помощи: «Дай Ты мне зарю на дровнях / Ветку вербы». «Заря» и «верба» входят в пасхальную символику, напоминают о воскресении на ранней заре и весеннем обновлении ветхой жизни. Только воскресший может прийти «к вратам Господним». Но последняя стихотворная строка озадачивает и предсказывает непрямой путь поэта к Богу: «к вратам Господним / сам себя я приведу». (Притч.16:9). Нельзя найти дорогу к «вратам», действуя по своей воле, но, напротив, идти нужно, послушаясь Божьему зову: «Ты зовёшь меня куда?». Мы знаем, что так, к сожалению, и случилось в жизни Есенина. Своеволие, стихийность — исказили путь поэта, одарённого и призванного.

История создания.

Стихотворение «Серебристая дорога» написано в 1917 году, в переломный для России момент. Это время больших изменений и потрясений, и никто не знал и не понимал, что будет в дальнейшем. Есенин, средствами поэзии, выражает это ощущение пограничности, показывая непрочность, зыбкость жизни русского народа в образе дороги в неизвестность. Есенин оптимист, он верит, что новое направление приведёт русский народ к Спасению и справедливости. Эти переживания выражаются автором с помощью евангельской символики.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина не решена исследователями и по сей день. Поэт не раз писал, что не верит в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина говорят в пользу его атеизма. Однако в произведениях автора много аллюзий на Священное писание. Особенно часто они встречаются в раннем творчестве поэта, отражающем его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. В ранних стихах Есенина мы видим мечту об идеальном мире, порождённом христианской надеждой на откровение в жизни Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время Гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В последние годы жизни приходит осознание страшного числа жертв, понесённых народом при советской власти. Из творчества Есенина уходит воспевание страны «Инонии», сменяясь тоской по «потерянному раю» молодости, её чистоте и вере.

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904 - 1909), затем, до 1912 года – в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 года, Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе. Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л.Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым в номере гостиницы «Англетер».

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • «Серебристая дорога»

    Серебристая дорога,

    Ты зовёшь меня куда?

    Свечкой чисточетверговой

    Над тобой горит звезда.

    Грусть ты или радость теплишь?

    Иль к бездумью правишь бег?

    Помоги мне сердцем вешним

    Долюбить твой жёсткий снег.

    Дай Ты мне зарю на дровни,

    Ветку вербы на узду.

    Может быть, к вратам Господним

    Сам себя я приведу.

Оставить комментарий