Песнь «Свете тихий» - Танеев Сергей Иванович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Песнь «Свете тихий»
Песнь «Свете тихий»
Автор: Танеев Сергей Иванович
Произведение: Песнь «Свете тихий»
Жанр: Духовное произведение
Стиль:Хоровое пение
Дата создания: 1904 г.

Описание произведения.

«Свете тихий» представляет собой древнейшую христианскую песнь, которая упоминается в Александрийском кодексе Библии еще в V веке н.э. Нет точной информации об авторстве этого славословия Христу, в связи с чем бытует мнение о том, что это стало коллективным творением Церкви. Данное песнопение является неизменной частью вечерни, в которой прославляется наш Господь Иисус Христос. Он, будучи Светом во плоти, призывает каждого верующего в Него быть также светом этому миру. (Мф.5:14-16).

Молитва, переложенная на музыку и исполненная хором, имеет следующий текст: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

Удивительно торжественно и проникновенно звучит молитвенное песнопение в исполнении хора под музыку Сергея Ивановича Танеева – одного из выдающихся русских композиторов. С первых же строк невольно замираешь в благоговении перед вечным Богом и Создателем, открывшим Себя людям в Своем Сыне – Иисусе Христе. Он – путь, истина и жизнь каждого, верующего в Него. По праву крестная жертва Христа достойна нескончаемого восхваления и здесь, на земле, и в небесах перед Богом.

Тихий Свет – более точно и не описать того, что делает Христос для людей: Он светит каждому, но так, что свет этот ненавязчив, не ярок. Свет, исходящий от Господа – он тихий, приглушенный. Господь мягко стучится в сердце человека и ждет, когда Ему отворят. Для того чтобы услышать этот стук, нужно открыть свое сердце Христу, распахнуть его как можно шире, и тогда Бог прольет Свой свет в жизнь того, кто выбрал Его. В славословии подчеркивается также тройственная природа Господа – слава возносится не только Иисусу, но и Отцу и Духу Святому, что есть единый Бог, великий и чудесный.

Радость переполняет сердце, когда уста провозглашают величие Бога – Бога живого, являющего тихий свет даже среди кромешной тьмы греховного мира.

История создания.

Конец XIX века характеризуется значительным повышением интереса к коллективному исполнительству, которым, прежде всего, является хоровое пение. Создаются профессиональные и любительские певческие хоровые коллективы, хоровой жанр получает большое распространение в композиторском творчестве.

Сергеем Ивановичем Танеевым написано около 37 хоров без сопровождения и примерно 10 вокальных ансамблей. Интерес к хоровой музыке был вызван ее способностью передавать высокие идеи, возносясь над переживаниями отдельного человека. Около 30 лет своей жизни композитор был связан с православным церковным песнопением. Тесная связь консерватории, где учился С. И. Танеев, и Синодального училища также способствовала вниманию Сергея Ивановича к церковной музыке.

Традиционно принято делить хоровое наследие композитора на два периода: 70-80-е гг. XIX столетия и конец XIX – первая декада XX века. Песнопение «Свете тихий» относится ко второму периоду творчества С.И. Танеева и является частью цикла духовных композиций, созданных для службы всенощного бдения. Тем самым Танеев хотел подчеркнуть воздействие на слушателя единства духовно-художественной атмосферы. Все устремления Танеева были направлены на развитие русской музыки. На это указывают замысел «православной кантаты», «русской оратории», размышления Танеева по поводу выработки русского стиля, укрепления национального самосознания музыкантов-соотечественников. Композитор осознавал православие как духовную идею русского народа. Известно, что Танеев при жизни не публиковал своих духовных сочинений, хотя они исполнялись знаменитым хором Синодального училища и некоторыми другими хорами.

Отношение автора к вере.

Среди тех, кто занимается изучением творческого пути С.И. Танеева, не существует единого мнения относительно духовной сферы жизни композитора. В советское время, по понятным причинам, присутствовало стойкое убеждение в атеизме Сергея Ивановича. Тогда религиозная составляющая его наследия считалась обоснованной идеей православия как оплота всего русского народа, то есть под этим подразумевался скорее культурологический аспект, нежели духовный.

На сегодняшний день многие авторы склонны считать, что вера не просто присутствовала в жизни композитора, а являлась той движущей, живой силой, которая руководила его творчеством.

Современники Танеева свидетельствуют о том, что он на протяжении своей жизни неуклонно следовал заповедям Христа. Известен факт, что любимым стихотворением композитора было «По прочтению псалма» А.С. Хомякова, которое он в детстве неоднократно слышал от своей матери, Веры Павловны. Небезызвестным является также выбор Сергея Ивановича проводить летний отдых в монастырях и скитах – Черниговский скит, Пафнутиево-Боровский монастырь, Свято-Никольская Берлюкова пустынь были излюбленными местами композитора. Старший брат С.И. Танеева – В.И. Танеев не раз в воспоминаниях подчеркивал, что духовное воспитание они получили еще в детстве, преимущественно от матери, которая также, в свою очередь, была воспитана в православной вере.

Любому человеку на протяжении всей жизни свойственно сомневаться, колебаться и иногда отступать от истины во Христе, если она однажды была им услышана и принята сердцем. Вполне вероятно, что и талантливый композитор не был исключением, и на его пути могли быть разные обстоятельства, когда вера подвергалась испытанию. Но одно лишь очевидно – не может человек, полностью считающий себя атеистом, браться за написание духовных композиций, настолько близко, проникновенно соприкасаться с Богом посредством творчества. Безусловно, Господь так или иначе вел С.И. Танеева по пути, освещенному тихим светом Христа. А мы, слушатели, можем наслаждаться теперь плодами православного наследия, оставленного нам композитором.

Биография.

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство Сергея прошло в высококультурной среде: богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Биография Танеева небогата событиями — ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями — Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем — в 1900-е годы — выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.

В 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям — фортепиано и композиции, — молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.

По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей. Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки. В 1896—1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».

Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870—1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).

Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».

Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее — кантата «По прочтении псалма». Кантата — монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума... И одновременно — утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой — символом вечной, непреходящей красоты, жизни. В том же 1915 году 19 июня Танеева не стало.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.






Оставить комментарий