Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«ОСЕНЬ»
Р.В. Иванову-Разумнику
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнёт листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Описание произведения.
В стихотворении «Осень» (1914 г.) Сергей Есенин при помощи образов природы говорит с читателем о вечности. Возвышенный мир находит своё воплощение в олицетворениях и метафорах. Поэт в первой строке обозначает место действия: «Тихо в чаще можжевеля по обрыву...». Обрыв – место пограничное, намекающее на неожиданности и переломы. Есенин словно предупреждает, чтобы мы ожидали появления в этом стихотворении чего-то необычного. Пограничность обрыва сглаживается символикой можжевеловой чащи — леса вечнозеленых растений, символизирующих бессмертие, постоянство, неизменяемость. Появление можжевельника вводит в стихотворение мотив вечности.
Метафорой осени является «рыжая кобыла», напоминающая сказочные образы волшебных коней. Олицетворённая осень «чешет гривы» — этот образ можно, в одном случае, визуализировать как ветер, обдувающий вечнозелёную хвою, которую времена года не могут изменить, в другом —как шелест рыжей листвы, принесённой с другой части леса. Во второй строфе поэт развивает образ осени: «Над речным покровом берегов / Слышен синий лязг её подков». Этот звуковой образ, скорее всего, является метафорой капель дождя, падающих в реку и заставляющих её волноваться.
Композиционно стихотворение можно разделить на две части: в первой героиней является «осень — рыжая кобыла», во второй — «схимник ветер». Соединение церковной символики и стихий природы — одна из самобытных особенностей есенинского раннего творчества, связанная с его крестьянским, синкретичным мировосприятием.
Ветер так же, как и «тихая» осень, «мнёт листву» «шагом осторожным». Эта деликатность и тишина навевают образ храмового покоя. «Выступ» на дороге напоминает читателю о мотиве неожиданности, введенный образом «обрыва». И необычное событие случается: в последней строфе ветер «целует на рябиновом кусту / Язвы красные незримому Христу». Поэт соединяет образы природы и вечности: ему открывается Евангелие рябиновых веток, запечатлевших в себе жертву и страдания Христа. (Мф.27:28-31; Мк.15:25-28; Лк.23:46; Ин.19:30) Есенин прозревает в изменчивой природе вечный замысел Творца, который неизбежно приведёт мир к Воскресению. (Пс.67).
История создания.
Стихотворение «Осень» было включено Есениным в цикл «Голубень», потом, однако поэт включил это стихотворение в состав сборника «Радуница». Посвящение Р.В.Иванову-Разумнику возникло не ранее 1916г., времени знакомства Есенина с ним.
Критики быстро заметили и выделили это стихотворение. Некоторые, прежде всего, обратили внимание на сходство с Блоком, другие увидели в стихотворении пример особенностей образной системы именно Есенина. В статье «Гармония образов» Г.Ф. Устинов, отметив, что Есенин — «творец бесчисленного количества образов» и этим существенно отличается от предшественников, в частности, от символистов, писал: «...они — поэты звука, в то время как Есенин — поэт образа. И только в некоторых местах он очень удачно сочетает и звуки и образы, как, например, в стихотворении „Осень“».
Н.М. Тарабукин, отвергая претензии имажинистов на исключительное владение поэтическим образом, который якобы принадлежит только им, писал: «Образ — тело и душа поэзии. У Есенина образ имеет целый ряд особенностей. Изобразительной стороной его образов является деревенский пейзаж. Метафора образа строится обычно по нисходящей линии: явление более общего порядка и большей значительности он наделяет свойствами явлений более частных и меньшей значимости. Прежние поэты обычно олицетворяли обыденный предмет в какой-нибудь “возвышенный” образ. Есенин поступает наоборот. Солнце он сравнивает с колесом, луну — с лягушкой. Отличительной чертой его образов является их антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — „рыжая кобыла“, ветер — схимник, который „мнёт листву по выступам дорожным“, месяц — ягнёночек, изба — старуха, закат — красный лебедь, синий сумрак — стадо овец. „Никому и в голову не встанет, что солома это тоже плоть“ — говорит он...». В пролеткультовской критике стихотворение осуждалось за религиозность и церковность.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.