Мотет «О, Царь славы» - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мотет «О, Царь славы»
Мотет «О, Царь славы»
Автор: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Произведение: «O Rex gloriae»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: XVI в.
Стиль:Мотет

Описание произведения.

Мотет «O Rex gloriae» (О, Царь славы) – духовное произведение Дж.Палестрины для смешанного хора а капелла. Это сочинение на латинском языке было написано композитором для праздника Святой Троицы. Текст мотета основан на Евангелии от Иоанна (беседа Иисуса Христа с учениками и обетование послать Святого Духа) и эпизоде схождения Святого Духа из библейской книги Деяния святых апостолов. Характер сочинения торжественный, выразительные полифонические движения хоровых партий и трогательные запевы акцентируют слова молитвенных и хвалебных обращений к Богу. Композитор написал праздничный духовный концерт в жанре мотета и в форме хвалебного гимна, который в наши дни исполняется перед самой широкой публикой.

История создания.

Мотет «O Rex gloriae» Дж.Палестрины является примером полифонических произведений эпохи Ренессанса. Это сочинение посвящено молитве за умерших. Жанр мотета был любим композитором – он написал достаточно много духовных концертов, посвятив их любимым церковным праздникам и святым.

Палестрина оставил богатое наследие духовных сочинений, которые требуют от исполнителей особенной выучки. Нередко эти сочинения перекладывают для исполнения на фортепиано и других инструментах, они не забываются и не исчезают из репертуара лучших музыкантов мира более четырех веков.

Отношение автора к вере.

Джованни Пьерлуиджи родился в традиционной католической семье. Документы свидетельствуют, что в возрасте одиннадцати лет будущий композитор уже числился хористом в кафедральном соборе римской епархии – базилике Санта – Мария – Маджоре. В возрасте девятнадцати лет Джованни вступил в должность органиста собора святого Агапита г.Палестрины (его родного города). Впоследствии, вся жизнь и творчество композитора были связаны с духовной музыкой – множество месс, мотетов, магнификатов написал он, будучи главным хормейстером Рима. На его сочинениях учились многие именитые музыканты, а похоронен был, много послуживший прославлению Бога, Джованни Палестрина под полом базилики святого Петра в Риме.

Биография.

Днем рождения Джованни Пьерлуиджи считается 3 февраля 1525 года. Он родился в городе Палестрина, потом служил органистом в нем, из-за чего за ним закрепилось прозвище - фамилия Палестрина. С течением времени его настоящая фамилия стала опускаться, а потом и вовсе заменилась на «Палестрина». Известно, что в возрасте десяти лет мальчик лишился матери, а уже в 1537 году он стал хористом кафедрального собора Рима и при этом получал разностороннее музыкальное образование.

Полученные знания позволили Джованни занять должность органиста церкви родного города в 1544 году. Молодой композитор написал сборник месс, который очень понравился папе Юлию III (бывшему епископу Палестрины), а в 1551 его ждало новое и почетное назначение – директором капеллы базилики святого Петра. На этом поприще Джованни создал множество великолепных духовных сочинений. В 1565 году Палестрина был удостоен высокой награды от папы Пия IV – звания «modulator pontificus» (папский композитор).

В течение следующих десяти лет Палестрина занимал должности хормейстера в других церквях Рима, пока в 1571 снова не вернулся к руководству капеллой базилики святого Петра. Это место не приносило композитору большого дохода, но позволяло жить безбедно и писать сочинения.

Семидесятые годы принесли много горя композитору – три вспышки чумы унесли жизни его брата, жены и детей. Он даже собирался принять духовный сан и жить в уединении, но все получилось совсем иначе – в 1581 году Палестрина женился на богатой вдове и смог отдаться целиком любимому делу – писать духовные сочинения без оглядки на финансовое положение. Композитор написал более трехсот мотетов, 105 месс, 68 офферториев, кроме того, существует как минимум 72 гимна, 35 магнификатов, 11 литаний и четыре или пять сочинений «Плач Иеремии». Его произведения для Страстной Седмицы привлекли внимание высшей церковной власти и именно его попросили написать несколько месс для Тридентского собора (1543 -1563), когда рассматривался вопрос о реформе церковной музыки. Считалось, что полифония(многоголосье) умаляет ясность слова. Палестрина написал такие великолепные и выверенные сочинения, что вопрос был снят с повестки, а церковная музыка продолжила свое развитие.

Умер Джованни Палестрина в Риме за день до своего дня рождения – 2 февраля 1594 года. Плеврит стал причиной столь преждевременной смерти. Он был похоронен с почестями, под пение пятичастного псалма для трех хоров, а на свинцовой табличке гроба была выбита надпись «Libera me Domine» и «Joannes Petraloysius Praenestinus musicae princeps» (Джованни Палестрина – князь музыки).

Сегодня произведения Дж.Палестрины известны всему миру, но его гробница утеряна навсегда при переустройстве церкви в 1615 году. Многие великие музыканты восхищались произведениями Палестрины – И.С.Бах переписал его книгу месс, а при написании своей знаменитой мессы «си минор» руководствовался одной из них, Феликс Мендельсон поместил его в пантеон величайших музыкантов, написав: «Я всегда расстраиваюсь, когда одни хвалят только Бетховена, другие-только Палестрину, а третьи-только Моцарта или Баха. Все четыре, говорю я, или вообще ни одного».

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

O Rex gloriae, Domine virtutum,

qui triumphator hodie super omnes caelos ascendit,

ne derelinquas nos orphanos:

sed mittepromissum patris in nos, spiritum veritatis.

Alleluia.

О Царь славы, Господь Саваоф,

Кто сегодня Победитель на небесах,

Не забыть нам утешения:

Но пошли нам по обетованию Отца, Духа Истины.

Аллилуйя.

Оставить комментарий