Монастырь Ватопед -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Монастырь Ватопед
Монастырь Ватопед
Настоятель: иеромонах Алексий
Местонахождение: Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор
Название: Монастырь Ватопед
Жанр: Архитектура
Год создания: 972 г.

Описание.

Ватопед – это греческий монастырь, второй в иерархии афонских монастырей и один их самых богатых и древнейших на Святой Горе. Равнина, на которой стоит Ватопед, с трех сторон окруженная горами с прекрасным лесом, засажена виноградниками и фруктовыми садами.

Все монастырские строения в плане образуют многоугольник. Внутренний двор умащён каменными плитами. Перед входом в Собор монастыря с фасада расположен фиал водосвятия и часы. Рядом с часами находится деревянная фигура пирата с саблей как напоминание быстротечности земной жизни и неизбежной смерти. Она специально установлена рядом с часами в назидание монахам. Память смертная считается добродетелью для бдительности. Время на Афоне имеет другой ход: сутки определяются по византийским часам, которые меняются в зависимости от времени года. «0» часов приходится на закат Солнца. Полные сутки разделяются на три восьмичасья, каждой из которых отводится на молитву, работу, отдых.

На обширном треугольном монастырском дворе, обнесенном стеной с бойницами и кельями, в восточном углу находится семикупольный храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк.1:28-38), построенный в X веке по образцу собора Лавры св. Афанасия. В собор ведет величественное преддверие, украшенное мраморными колоннами и арками. Из преддверия – вход в притворы внешний и внутренний. По обеим сторонам притворов два придела: справа – в честь Святителя Николая, слева – великомученика Димитрия Солунского. Над ним, на хорах, находится еще небольшой придел во имя иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение». Некогда от этого чудотворного образа был Ее глас игумену, чтобы не открывал дверей обители, ибо шайка разбойников приготовилась ограбить Ватопед. При этом лики Божией Матери и Младенца оживились и изменили свое положение в сравнении с прежним. Купол венчает крест с полумесяцем - символ победы Христа над временем, звонница – XV в., более 500 лет здесь возвышается башня, построенная на средства молдавского господаря Штефана Великого. Сейчас там расположена монастырская библиотека, в которой собрано около двух тысяч рукописных изданий, многие их которых относятся к X-XI вв. Число печатных книг превышает 25 000, среди которых книга Иова XII-XIII вв., Псалтирь изданная в 1088 г. , «География» Птолемея с картами, а также 1700 рукописных кодексов. Помимо Собора монастырь имеет еще 16 небольших церквей.

Внутреннее убранство Собора поражает. Деревянный иконостас был создан в 1788 г., уникальные росписи на стенах, многие из которых сохранились ещё с XIV в.: Поцелуй Иуды, Страсти Христовы, Тайная Вечеря, относящиеся к 1312 году. Сохранилась мозаика византийской эпохи XI в., фрески со сценами Благовещения Богородицы, Моление, отлично сохранилась мраморная мозаика пола.

В алтаре Собора хранятся почитаемые иконы, большая часть которых из России, диптих части иконы, составляющие часть Животворящего Древа Креста Господня и мощи ряда святых. Всего в Ватопеде хранятся восемь чудотворных икон Божьей Матери, они окно в горний мир и у каждого окна своя история: Богородица «Vimatarissa» или «Ktitorissa», написанная в X веке. Из летописей монастыря известно, что во время нашествия пиратов монастырь был разрушен до основания. Икона была спрятана иеродиаконом Саввой в колодце вместе со свечой и крестом Константина Великого. Савву взяли в плен на остров Крит. Спустя 70 лет после освобождения острова от пиратов по возвращении он пришел в монастырь и рассказал игумену и братии свою историю и показал место, куда спрятал реликвии. Открыв колодец все увидели чудо: икону, стоящую на воде вертикально, горящую перед иконой свечу и крест Константина. Крест и икону установили в алтаре, в крестном ходу она всегда впереди. Сейчас свеча в серебряном окладе, сверху подкладывают воск, поддерживая неугасимый огонь.

С левой стороны при входе в храм хранится чудотворная икона, которую монахи называют «Кровоточащая икона Богоматери» («Esfagmeni»), XIV века. Один дьякон разозлился на то, что молитвы к Богородице не дали ему испить вина и он всадил нож в лик Богородицы и из неё чудесным образом проистекла кровь. За это злодеяние он страдал до конца своих дней. Рука, которой нанёс удар отсохла. До сих пор на лике Богородицы есть кровь. Рука дьякона лежит перед иконой как напоминание о совершенном чуде.

Богородица «Antifonitria», по преданию, в начале V века Плакидия, дочь византийского императора Феодосия Великого пожелала посетить Святую Гору и в особенности монастырь Ватопед, построенный на средства её отца. Как только Плакидия приблизилась ко входу в храм она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии покинуть остров, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет вводить в искушение монахов. Потрясённая царевна удалилась. С тех пор монахи чтят эту икону как чудотворную и оберегающую.

Богородица «Eleousa» («Милосердная») икона XV века и принесена сюда из скита Святого Андрея. Согласно сообщению Герасима Смирнаки, она была обнаружена мастерами - христианами в мечети Константинополя и продана в 1893 году монаху Ватопедского монастыря Софронию. Богородица «Елеоточивая» («Elaiovrytissa») – источающая масло, в XIV веке была большая нужда масла в монастыре для зажигания лампад в Соборе. Вскоре икона начала благоухать и отца увидели, что все лампады наполнены и переливаются. С тех пор никогда не оставался без масла. Разместили икону в маслохранилище. Выносят икону из хранилища только в Страстную пятницу.

В монастыре встречает паломников чудотворная икона Богоматери «Простреленная», по преданию в 1820 г., турецкий воин прострелил правую руку Богородицы на иконе. Тут же воин сошёл с ума и повесился на дереве, а остальные, охваченные ужасом испугались и убежали. Богородица «Пантанасса» - портативная икона большого размера, написанная в XVII веке. Некий монах подошел помолиться к иконе, вдруг она засверкала яркими блестками, и он упал без чувств. Монах признался, что занимался магией.

В драгоценных ларцах хранятся лобная кость Святого Евдокимия, часть руки Святого великомученика Пантелеимона, честная глава Иоанна Златоуста, у которого левое ухо не истлело, драгоценный крест с мощами многих святых, в правой стороне которого хранится волос Иисуса Христа, а в левой часть Животворящего Древа Креста Господня. Одна из высокочтимых святынь монастыря Пояс, сделанный руками Пресвятой Богородицы, брошенный ею апостолу Фоме при Её вознесении. Сначала Пояс находился во Влахернском монастыре Константинополя, а затем в храме Святой Софии, откуда его взял сербский король Лазарь I и подарил Ватопедскому монастырю. В монастыре собрано множество бесценных произведений искусства: полихромная чаша из яшмы – дар Иммануила Палеолога, крест императора Константина.

Всё здесь имеет огромную ценность святости для верующих. В открытом монастырском музее хранятся оригиналы средневековых молдавских грамот, барельеф, на котором изображён Штефан Великий с храмом в руках, так изображали ктиторов монастыря, вышитая эпитафия дар господаря Молдовы Василия Лупу. В трапезной монастыря за последнюю тысячу лет рацион мало изменился: рыба, овощи, оливки, вино и маслины с молитвой. Богатейшая библиотека, хранящая сотни пергаментов и рукописных хартий, сложившаяся к XVIII веку традиция книжной учености иноков – все это позволило основать в Ватопеде знаменитую Афонскую Академию, в которой преподавали и обучались многие известные богословы и деятели культуры той эпохи. Просуществовала Академия пять лет. Развалины Академии – к востоку от обители.

Из внутреннего притвора главные двери ведут непосредственно в храм, поддерживаемый четырьмя порфировыми колоннами, доставленными из Рима еще в IX веке сыном Феодосия Великого Гонорием. Иконостас в соборе – двойной. С внешней стороны – золоченый, двухъярусный, современный; внутренний же, древний, не скрывавший алтаря, состоит из ряда мраморных столбов. Весь соборный храм был расписан в XIV веке знаменитым византийским живописцем Мануилом Панселиносом. Сохранилось лишь несколько фресок его работы.

В Ватопеде уникальная братская усыпальница и самая высокая на Святой Горе 35-метровая колокольня. В зависимости от Ватопеда находятся два скита - Скит в честь Димитрия Солунского – на расстоянии получаса пешком. По преданию его построил сам великомученик в честь Пресвятой Богородицы. Другой - это Русский скит св. Андрея Первозванного, называемый также Серай, турецкое слово означает «прекрасный дворец». Сераем Андреевский скит назван за необыкновенное изящество архитектуры, это настоящая жемчужина русского Афона.

История создания.

По монастырскому преданию Ватопед был основан в первой половине IV римским императором Константином Великим, но позже он был разрешен Юлианом Отступником. Император Феодосий I Великий восстановил монастырь. В 862 г. Обитель подвергается многократным нападениям арабов.

В X веке Ватопед был воссоздан по благословению преподобного Афанасия Афонского тремя братьями из Адрианополя Афанасием, Николаем и Антонием. Когда они рассказали преподобному учителю о желании построить на свои средства какой-нибудь новый монастырь, он указал им развалины Ватопедской обители, сказав, что за ее возобновление они «многократную мзду приимут от Бога». Адрианопольцы восприняли глас святого как глас Самого Бога: так Ватопед возник в новом виде и благолепии (972–985). Ктиторы, приняв иноческий образ, остались в Ватопеде. Уже в XI столетии он стал вторым монастырем Святой Горы после Лавры. Византийские императоры и валахские господари не переставали благодетельствовать Ватопедской обители.

Значительную поддержку монастырю оказали в разные времена императоры династии Комнинов, Палеологов, правители Молдовы. Благодаря этому Ватопед остался одним из ведущих культурных центров Афона.

В 1743—1759 годах здесь существовала знаменитая Афонская академия. Афонская церковная школа во многом существовала за счет средств ватопедских монахов. Здесь учились и учили выдающиеся деятели православной культуры, среди которых был Максим Грек, сыгравший значительную роль в истории русской православной церкви. В пещере, недалеко от Ватопедского монастыря часть своей жизни в молитвах провёл преподобный Антоний, который стал основателей Киево-Печерской Лавры.

Выдержав испытания многочисленных набегов монастырь смог отстроиться лишь к концу XVIII века. Это стало возможным благодаря пожертвованиям Константинопольского Патриарха Киприана и Александрийского Герасима.

В конце XII века ее насельниками были святитель Савва, архиепископ Сербский, и его отец, преподобный Симеон, в миру – Стефан Немани, царь Сербский. Свт. Савва, царевич, принял пострижение в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, затем пришел в Ватопед. Здесь подвизался он простым иноком, научаясь послушанию, воздержанию и молитве, а когда пришел к нему престарелый родитель, работал за двоих. Впоследствии державные постриженники основали монастырь Хиландар, украсив его с царской щедростью. Однако и в Ватопеде оставили они по себе благодарную память, соорудив на территории обители семь параклисов.

Страшное разорение и опустошение потерпел монастырь в царствование латиномудрствующего императора Михаила Палеолога (1261–1282), который, желая истребить православие в своем государстве и на Святой Горе, огнем и мечом прошелся по многим ее обителям. Дойдя до Ватопеда, императорские дружины нашли в монастыре лишь больных и престарелых. Когда изверги спросили их, где остальные иноки, они отвечали: «В дебрях и чащах укрываются, чтобы сохранить веру и не оскверниться с богомерзкими». Умертвив этих святых исповедников, латиняне устремились в окрестности Ватопеда и, найдя настоятеля и остальных монахов, стали ласково убеждать их сделаться единомысленными с ними. Но игумен отвечал, что никогда не присоединится к Латинской Церкви, ибо «какое может быть отношение света к тьме?» Тогда преподобномученики ватопедские, числом 12, со своим св. игуменом Евфимием приняли мученические венцы. Место, где их повесили латиняне, стало называться Фурковуни, т. е. «виселичная гора».

После этих несчастных событий Ватопед был обновлен сыном Михаила Палеолога – благочестивым императором Андроником II Палеологом (1282–1328). Впоследствии благодетельствовали Ватопеду Иоанн V Палеолог (1341–1376 и 1379–1391) и его тесть, император Иоанн VI Канатакузен (1341–1355), даровавшие ему богатые метохи (подворья) с утверждением этого дара царскими хрисовулами (грамотами). Все трое закончили свои дни смиренными иноками в Ватопеде.

В первой половине XIV века здесь же в течение трех лет подвизался святитель Григорий Палама (1296–1359). Он пришел в обитель 20-летним юношей и находился в послушании у преподобного старца Никодима Ватопедского, из чьих рук и принял пострижение. Святитель Григорий прославился как защитник православного учения о нетварном Божественном свете и как вселенский учитель исихазма – сосредоточенной духовной молитвы, требующей уединения и безмолвия.

В Ватопедском монастыре был пострижен и преподобный Максим Грек, принадлежавший к древнему и знатному византийскому роду Триволисов. Родившись в Албании, преподобный стяжал великую славу подвижника и страдальца на Руси. В юности он много путешествовал, изучая языки и науки в Италии и Франции. Уже сделавшись монахом на Святой Горе, он изучал древние рукописи, оставленные иноками-императорами. Когда Московский князь Василий III (1505–1533) обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха, чтобы разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери Софии Палеолог, то выбор старцев пал на преподобного. В 1518 году он прибыл в Москву. Поселившись в кремлевском Чудовом монастыре, усердно исправлял обнаруженные неточности богослужебных книг, переводил, вел учительные беседы с образованными боярами и вельможами, писал против приверженности русских к суевериям и увлечения обрядовой стороной веры, строгому разбору подверг популярные в народе апокрифические книги. Вскоре афонца обвинили в политической неблагонадежности и заключили в темнице Симонова монастыря, затем в Иосифо-Волоцком. Здесь преподобному явился Ангел, укрепивший его словами: «Терпи, старец. Этими муками избавишься от вечных мук!» Еще 20 лет провел он под церковным запрещением в Тверском Отроч монастыре. Восточные патриархи просили молодого царя Иоанна Грозного отпустить преподобного на Афон, но безрезультатно... Только перед самой своей блаженной кончиной в 1556 году преподобный Максим Грек был признан исповедником христовой истины. Его почитали и на Руси, и на Афоне.

В 1526 году валахский воевода Неанг обновил Ватопедскую обитель и соорудил малую церковь для хранения бесценной святыни – Честного Пояса Пресвятой Богородицы, который в последние дни земной Своей жизни Она подарила апостолу Фоме. С V века Пояс находился в Константинополе.

Через сотню лет на Афон, тоже для упокоения, прибыл другой Вселенский Патриарх, Серафим I (1733–1734). Осмотрев Святую Гору, он не мог не признать запустевшего участка, избранного святителем Афанасием, одним из лучших по удобству и красоте, земному плодородию и климату. Патриарх приобрел его в собственность, а афонское общество снабдило его строительными материалами. Новый хозяин, приложив и свои немалые средства, построил храм в византийском стиле во имя ап. Андрея Первозванного, который греки затем переименовали во имя преподобного Антония Великого. Храм был расписан кистью знаменитых живописцев, пол украшен патриаршим орлом. Патриарх прожил здесь на покое всего два года, заботясь об украшении сооруженной келлии и возделывании земли, в тесном братском общении с находившимся тогда на Святой Горе преподобным Паисием Величковским. Оставленная Патриархом келья перешла в собственность Ватопеда, который во времена греческого восстания 1820-х годов не мог ее содержать. Келлия начала переходить внаем от одного хозяина к другому. Наконец в 1841 году ее арендовали два русских монаха, отцы Виссарион и Варсонофий, из богатых купцов. Они начали ревностно заботиться о восстановлении келлии. Вскоре Серайская келья процвела, в ней собралось до 20 русских монахов. Но община еще не была ограждена правами самостоятельного скита. В 1849 году усердием отцов Виссариона и Варсонофия, а также хлопотами в святогорском Протате русского православного писателя и путешественника по Востоку А. Н. Муравьева, келья была возведена в степень скита св. ап. Андрея Первозванного, с собственной печатью и правом избирать своего игумена. Торжественное открытие скита состоялось в октябре 1849 года в присутствии Адрианопольского Митрополита Григория (жившего на покое в Ватопеде), двух архимандритов и при большом стечении монашествующих из разных афонских обителей. Ктитором скита был наименован А. Н. Муравьев. Митрополит поставил первым игуменом скита его строителя иеромонаха Виссариона и в благословение от Ватопеда вручил ему икону Божией Матери с предстоящими великомучениками Георгием и Димитрием Солунским, святителями Спиридоном и Николаем, преподобными Антонием Великим, Евфимием Великим, Саввой Освященным и Онуфрием, Предтечей Господним Иоанном и евангелистом Иоанном Богословом. Икона эта, древнего письма, была принесена на Афон святителем Афанасием, Лубенским чудотворцем, основателем Серайской кельи. С ней он путешествовал в Россию, после его кончины икона была возвращена в Ватопед, где и хранилась около 200 лет. Перед своей смертью старец Виссарион благословил собравшуюся в его келье братию скита этой иконой, со словами: «Да будет она вам отрадой и утешением в скорбях и печалях». Образ так и стали именовать «В скорбех и печалех утешение». Икону не раз отправляли с другими святынями для сбора милостыни для Андреевского скита, и милостыня обильно притекала.

Благодаря покровителям из России, в скиту был возведен величественный соборный храм в честь ап. Андрея Первозванного с приделами, посвященными св. блгв. кн. Александру Невскому и равноап. Марии Магдалине. Собор был заложен в 1867 году в присутствии Великого князя Алексея Александровича, сына русского императора Александра II. Освящен в 1900 году. Храм облицован белым мрамором, его высота 40 метров. Внутри – огромный резной золоченый иконостас, в украшении собора использовано кипарисовое дерево. Скит стал бурно отстраиваться и развиваться, так что в 1913 году братство его составляло 1000 русских монахов, достигнув размеров Свято-Пантелеимонова монастыря.

Составитель текста: Канищева Анастасия.

Оставить комментарий