Молитва в Гефсиманском саду - Доре Поль Гюстав

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Молитва в Гефсиманском саду
Молитва в Гефсиманском саду
Автор: Доре Поль Гюстав
Местонахождение: Иллюстрации к Библии
Произведение: Молитва в Гефсиманском саду
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Религиозная графика
Дата создания: 1864-1866 гг.

Описание произведения.

Моление в Гефсиманском саду – одно из ключевых событий Евангельской истории. Гефсиманский сад был не только местом последней молитвы Иисуса Христа особое место для Христа и апостолов, здесь много раз Господь с учениками уединялся, чтобы хоть краткое время отдохнуть.Сюжет гравюры Доре основан на Евангельском повествовании апостола Матфея: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?».

Важность этого события в том, что в последней перед страданиями молитве Иисус Христос показывает и Божественную (общую с Богом Отцом) и полученную в воплощении человеческую природу. Как говорит св.Иоанн Дамаскин, «когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти».

Доре передает атмосферу во время молитвы Христа в Гефсиманском саду. Он создает такую композицию, в которой словно нарушается логика восприятия: при первом взгляде на картину передний план остается незамеченным, а взгляд приковывается к освещенной небесным светом фигуре Христа - одинокой и скорбной. Голова Иисуса Христа обращена к небу, Он возносит Отцу полную скорби молитву, руки напряженно опущены, Он как бы всем существом устремляется вверх - настолько сильно Его внутреннее переживание.

И только после становится заметным контрастный, безмятежный вид спящих учеников - Петра и сыновей Зеведеевых. Изображение на переднем плане трех учеников, изначально остающихся в тени, чьи спящие позы передают безучастие к происходящему, несмотря на то, что Господь просил их «пободрствовать с Ним» - гениальное решение художника, усиливающее одиночество Иисуса Христа, оставленного даже самыми близкими. Но освященный предутренним светом горизонт, на фоне которого изображен Христос, вносит нотку надежды – он, как предвестник зари и грядущего после страданий и смерти Спасителя Воскресения Его из мертвых, начала новой эры человечества.

История создания.

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на ключевых, наиболее значимых событиях Священного Писания. Обойденными вниманием художника остались Псалтирь, Послания апостолов и Притчи, где слово было неуместно дополнять художественным образом. Подход к иллюстрированию Ветхого и Нового Заветов был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре трактовал через призму природных процессов, на фоне которых разворачивается история (пейзаж), а новозаветные истории передаются через внимание к персонажам, которые художник старался создавать, не нарушая иконографических принципов, принятых в Европе.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassel, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре: он заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника и впервые в России в 1874 году опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.

Отношение автора к вере.

По воспоминаниям современников, Поль Гюстав Доре был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из обыденности суть происходящего и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, причем его образ не только следовал за текстом, но приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством изображения, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им автора.Он очень серьезно относился к работе над Библией, сохранились сотни эскизов к той или иной сцене, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание – это был портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях. От этого образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувствах, которые испытывал художник, создавая этот портрет, переданные кистью, возможно, и есть его безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о тех основаниях, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.

Биография.

Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье. Отец – путеец департамента, строитель мостов Пьер-Луи Христофор Доре, мать - Александрина Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.

В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой.

В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Ш. Филипон принимает его в число сотрудников и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.

В конце 1847 года был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было написано: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий…».

С 1848 по 1852 год, Доре, имевший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполняет сатирическими литографированными рисунками страничку в журнале Филипона и встречается здесь со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых служит для него на первых порах образцом. К маю 1862 года число его рисунков достигло сорока четырех тысяч.

В 1863 же году Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, тогда же появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал для своих декораций Голливуд. В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней. Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 г. В Париже от сердечного приступа.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий