yandex

Моление о чаше - Илья Ефимович Репин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Моление о чаше
Моление о чаше
Автор: Илья Ефимович Репин
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Моление о чаше
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Русский реализм
Дата создания: начало 1860-х

Описание произведения.

«Моление о чаше» является одним из ранних произведений живописи Ильи Ефимовича Репина на евангельскую тематику. В Евангелии это событие описывают Матфей, Марк и Лука, практически одинаково повествуя о Гефсиманском молении Христа. Далее представлено повествование евангелиста Марка: «Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз, и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников».(Мк.14:32-41).

На картине изображен коленопреклоненный Спаситель, в одиночестве молящийся перед подвигом страдания и искупления человечества. В самом центре картины лик Христа, стоящего на одном колене и смиренно скрестившего на груди руки, что как бы подчеркивает слова Спасителя к Отцу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк.23:42). В верхнем левом углу картины изображен Ангел с Чашей и Крестом, укрепляющий Христа, и как бы указывающий заранее на те муки, что должно претерпеть Спасителю мира, но в то же время, как посланник Бога Отца, своим присутствием подтверждающий, что все происходящее является исполнением воли Отца Небесного, от которого он и послан Божественному Сыну в этот трагический час. Несколько далее, в правой части картины видны силуэты спящих от печали учеников Христа, отягощенных и подавленных будущей участью своего Учителя. Тем временем, самый край картины за спинами учеников уже озарен пламенем факелов и будто слышны голоса людей, следующих за предателем Иудой, который «беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т» (из тропаря Великого Четверга). Еще несколько минут, и Христос будет взят под стражу.

История создания.

Картина Ильи Репина «Моление о чаше» была написана им в довольно юном возрасте. Исследователи относят ее написание к 1860-1863 годам. В это время Репин готовился к поездке в Петербург и поступлению в Академию художеств. Картина написана на доске, а не как большинство картин автора – на холсте, что близко к стилю иконы, и это как раз отражает определенный этап жизни автора, который в те годы, несмотря на молодость, приобрел известность талантливого иконописца и зарабатывал на жизнь, расписывая церкви. Эта работа позволила ему скопить необходимое количество денег и отправиться на учебу. И для самого Ильи Ефимовича в это время жизнь подошла к этапу, когда человек осознает, что ждет его в будущем, но еще не решился переступить черту невозврата.

Как говорится в Священном Писании: «От избытка сердца глаголят уста». Человек извергает в мир то, чем полна его душа, что рвется наружу, требует выражения. Так и для автора, написание каждой картины есть выражение его внутренних чувств, переживаний и надежд.

Отношение автора к вере.

Илья Ефимович Репин был человеком верующим, православным христианином и регулярно участвовал в богослужении, за исключением одного периода в жизни, когда перерыв был вызван желанием защитить другого человека. То, с каким чувством передавал художник библейские, исторические и современные события жизни христиан, говорит о его искренней вере в действительность событий, выраженных на его полотнах и сопереживании духом тому, что выражалось на картинах.

Нельзя с точностью сказать, какова была духовная жизнь Ильи Ефимовича на момент написания картины, но выражение ее можно увидеть на всем протяжении творчества художника. Особенно начиная с вышедшего в 1886 году цикле картин «Евангельские сюжеты» и последующих произведениях автора.

Биография.

Родился Илья Ефимович Репин в Чугуеве, 5 августа 1844 года, в семье казака и владельца постоялого двора Ефима Васильевича и его супруги, Татьяны, которая была учительницей. Чувство прекрасного всегда присутствовало в душе будущего художника, наряду с искренней верой. Еще с детства он обращал особое внимание на изображения Господа и святых на иконах. Так, по воспоминаниям самого Ильи Ефимовича, иногда его даже ругала мать, за то, что находясь на службе в церкви, разинув от удивления рот, он разглядывал церковные фрески и иконы, восхищаясь ими, вместо того чтобы прилежно стоять и молиться. Когда к юному Илье впервые попали в руки краски, привезенные в подарок дядей, он понял, чем хотел бы заниматься всю жизнь и «заболел» живописью. Свой путь художника Репин начал с работы учеником в иконописной мастерской своего города. Время шло, и в 1864 году Илья Ефимович поступил в Академию художеств Санкт-Петербурга. Своим учителем в живописи он считал Крамского и восхищался его картиной «Христос в пустыне». Именно в годы обучения в Академии, он получил задание написать «Воскресение дочери Иаира», с чем блестяще справился и был награжден медалью и поездкой в Европу

В 1872 году Репин женился на Вере Алексеевне Шевцовой. Он впервые становится отцом, у него рождается дочь Вера. В 1893 году Репин становится полноправным членом Академии художеств. Через 5 лет, в 1898 году посещает Святую Землю, где пишет «Несение креста». После Октябрьской революции он оказался в Финляндии, где в имении Пенаты, продолжал работу над картинами по библейским сюжетам. Репин считал, что Священное Писание помогает разобраться в духовной сущности человека. События Октябрьской революции и смену власти в стране Илья Ефимович переживал как личное горе. Особенно сокрушался о том, что разоряются храмы и попирается все, что веками для народа было свято. После отделения Финляндии, оказался за границей России, где и провел остаток своей жизни, продолжая до последних дней заниматься живописью. Скончался Илья Ефимович 29 сентября 1930 года в кругу семьи. Последними его словами были, по воспоминаниям дочери, «Христос со мною…».

Составитель текста: Орловский Сергей.

Оставить комментарий