Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Моление о чаше или Гефсиманское моление Иисуса Христа описано в синоптических Евангелиях, а именно у Матфея, Марка и Луки, кроме евангелиста Иоанна. Моление о чаше — это молитва Христа в Гефсиманском саду перед предательством Иуды. После Тайной вечери Иисус с учениками пошел в свое любимое место уединения — сад за потоком Кедрон. Евангелисты передают слова молитвы Христа о Его одиночестве и неуверенности, страхе предстоящих страданий. Иисус просит Бога-Отца пронести чашу мимо Него, но соглашается с волей Всевышнего во всем. В минуты внутренней борьбы Христос несколько раз возвращается к спящим ученикам, будит Петра и братьев Заведеевых, чтобы они пободрствовали с Ним, но апостолы вновь засыпают. Ко Христу является ангел, чтобы укрепить Его. Молитва обрывается приближающимся Иудой.
«Страстные» эскизы Александра Иванова в его новозаветной линии одни из наиболее эмоциональных и сложных. Художник изучает психологизм евангельского повествования и выводит его в своих акварелях. Страдающий Христос Иванова — это, прежде всего, страдающий человек. Божественная, победоносная поступь Иисуса из предыдущих работ уступает здесь место человеческой природе Спасителя. Яркой иллюстрацией такой смены ракурса может быть эскиз «Гефсиманское моление» или «Моление о чаше». Христос на коленях, в глубокой тоске обращается к небу. Он хватается за голову, подаваясь всем своим существом вверх, натягиваясь как струна: «и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно». (Мк.14:33-34). Перед Ним молчаливый ангел в белоснежных одеждах, как свидетель присутствия Отца. Позади Христа контуром намечена спящая группа учеников. Обступающий Иисуса ночной сад и виднеющийся вдали город еще больше усугубляют одиночество и покинутость Учителя. Темноте сада противостоит красный хитон Христа, словно крик в ночной тишине. Даже фигура ангела не в силах поддержать пронзительное горе Богочеловека.
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849–1858 годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Он хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» – прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим ненаписанным фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которую предлагала новейшая литературная ученость. Для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» пера Д. Штрауса. Художник увлекся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.
Иванов ищет через свои эскизы форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором он видит фундамент возникновения христианства. По тонкому замечанию одного из исследователей, которое приводит М. В. Алпатов в своем труде, не называя авторства, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были признаны такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, вершиной его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на котором настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрел свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских, он приблизился к европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам иностранных путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности, и живо переносят в местность, действительно характерную для Ветхого Завета и Евангелия.
Александр Иванов жил библейскими рисунками, поэтому каждое отдельное значение, ведшее его к достижению жизненной цели, было ему безмерно важно, дорого и интересно.
Эскизы Иванова воспроизводят самую готовность древнего мира к неожиданным метаморфозам и предрасположенность живущих в этом мире людей к переживанию чуда.
Отношение автора к вере.
Большинство произведений Александра Иванова написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, таких как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» очень точно описал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно». По словам И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова». Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету, живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленными тщательным изучением библейской археологии.
Биография.
Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования мастерства, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.
В Италии первые работы Иванова заключались в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы, написав менее масштабное произведение. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Эта работа имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.), и только в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.