Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная композиция «Мёртвый Христос с Божией Матерью, Святым Иоанном и Марией Магдалиной» из глазурованной терракоты была создана выдающимся итальянским мастером кватроченто - Андреа делла Роббиа в начале XVI столетия.
Многофигурная композиция представляет один из последних эпизодов Страстей Христовых – это сцена оплакивания после снятие Спасителя с креста. Эта библейская сцена изображается каждым художником по-своему. Её участниками обычно выступают: Иоанн Богослов - любимый ученик Иисуса, Божия Матерь, Мария Магдалина, жёны-мироносицы, Иосиф Аримафейский -благородный муж, испросивший тело Иисуса, а также Никодим - тайный последователь Христа из Синедриона. В скульптуре делла Роббиа, кроме усопшего Иисуса, присутствуют только первые три персонажа.
Полихромная скульптура представляет момент снятия Иисуса с Распятия. Безжизненное тело Христа лежит на коленях Богоматери и апостола Иоанна, рядом сидит на земле скорбящая Мария Магдалина. Христос изображён полуобнажённым, только в набедренной повязке. На кистях рук и стопах видны следы от гвоздей, на груди справа – рана от копья сотника Лонгина. Его глаза закрыты, лицо, обрамлённое длинными волнистыми локонами, спокойно – Спаситель исполнил Своё земное предназначение.
Склонившаяся над мёртвым Сыном Божия Матерь, придерживает Его голову, на Её постаревшем лице – скорбь, глаза ослепли от слёз. Юный образ Иоанна Богослова тоже полон драматизма, его лицо печально, поза выражает растерянность и горечь утраты. Плачущая Магдалина приложила правую руку к груди в жесте отчаяния, в другой сжимает сосуд с мирром. Скульптура полихромна, одежды на Иоанне и женщинах синего, жёлтого, коричневого и даже красного цветов (что было практически невозможно достигнуть при тогдашней технологии глазирования терракоты), лица, руки святых и обнажённая фигура Христа – телесного оттенка.
Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов и жестов, подчёркивается трагическая динамика всей композиции. Используя световые и пластические эффекты глазированной терракоты, Андреа делла Роббиа мастерски оживляет скульптуру, наполняя её эмоциями страдания и любви.
История создания
Андреа делла Роббиа продолжает развивать технику майоликовой скульптуры, изобретённую его дядей, Лукой делла Роббиа. Пластичной глине придаётся прочное покрытие на основе олова. Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей целостности и яркости веками.
Скульптор начинает с двухцветной палитры – белые фигуры, кобальтовый фон, затем постепенно расширяет её спектр, включая зелёный, коричневый и жёлтый цвета и, наконец, добавляет и красный, самый «трудный» оттенок. В композиции «Мёртвый Христос с Божией Матерью, Святым Иоанном и Марией Магдалиной», одной из последних своих работ, Андреа делла Роббиа отходит от техники рельефа и придаёт фигурам пространственный объём, делая терракоту наиболее пластически выразительной. Сейчас это произведение находится в лондонском Художественном музее Виктории и Альберта.
Отношение автора к вере
О личной жизни Андреа делла Роббиа известно не очень много – у него была большая семья, из семи сыновей пятеро унаследовали дело отца, став известными скульпторами. Об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой и плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Андреа продолжил работу над усовершенствованием техники глазирования терракоты, которую изобрёл его дядя, Лука делла Роббиа, что позволило придать его скульптурным работам на библейские темы большую выразительность и сохранить их на долгие годы.
За время своего творчества мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Мадонны и святых. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Одна из самых знаменитых работ Андреа делла Роббиа – серия медальонов, изображающих спеленатого Младенца Иисуса, на фасаде Воспитательного дома (Приюта для подкидышей) во Флоренции. Мастер также создал большое количество прекрасных полихромных рельефов Мадонны с Младенцем, обрамленных гирляндами из фруктов и цветов. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные чувства художника.
Биография
Андреа делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, продолжатель художественной династии делла Роббиа, крупнейший мастер техники полихромной глазурованной терракоты.
Андреа родился во Флоренции 24 октября 1435 года, в семье Марко делла Роббиа, брата знаменитого итальянского скульптора Луки делла Роббиа, который впоследствии стал его приёмным отцом. В молодости Андреа работал с мрамором, потом занялся совершенствованием техники майолики. Его ранние работы очень похожи на произведения великого Луки. После смерти своего дяди и учителя, в 1482 году Андреа возглавил семейную скульптурную мастерскую. При нём мануфактура делла Роббиа организовала выпуск копий наиболее популярных скульптур, которые рассылались по всей Европе. Было налажено и серийное производство архитектурных деталей – фризов, основ, составляющих частей фонтанов и многих других.
Работы мастера есть во многих городах Тосканы. Например, в Ареццо и его окрестностях известны сразу несколько работ Андреа и его сыновей. В Кафедральном соборе – ретабль (запрестольный образ) с Богом, держащим распятого Христа в окружении ангелов, и коленопреклоненные фигуры святых. В капелле Кампо Санто – барельеф «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми». В городской церкви Санта Мария ин Градо находится панно с ангелами, держащими корону над Богородицей, в складках мантии которой укрываются несколько фигурок прихожан-жертвователей. Знаменитые произведения Андреа делла Роббиа находятся и в Святилище Ла Верна, неподалёку от Ареццо – это, в том числе, большие рельефы «Благовещение», «Рождество», «Вознесение Христово» и «Успение Богородицы» (вторая половина XV века).
В 1489 году Андреа создал барельеф Богородицы и двух ангелов над входом в архив Опера дель Дуомо во Флоренции и смоделировал тимпан над дверью кафедрального собора Прато. Последние работы мастера – медальон «Богородица в славе и в окружении ангелов» (1505) для собора Пистойи и рельеф «Поклонение Волхвов» для небольшой церкви Святой Марии в Пьян ди Муньоне, недалеко от Флоренции.
После смерти мастера 4 августа 1525 года, семейную мастерскую возглавил его сын, Джованни делла Роббиа (1469–1529). Из семерых сыновей Андреа, пятеро стали известными скульпторами.
Автор текста: Марина Румянцева.