Мария Аннунциата - Антонелло да Мессина
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Эпизод Благовещения из Евангелия от Луки (Лк.1:28-38), где Мария узнает о том, что она станет матерью Спасителя человечества, очень важен в истории искусства. Картины, написанные на этот сюжет, условно изображают пять «стадий» или пять «достохвальных состояний» принятия Марией этой чудесной вести: волнение, размышление, вопрошание, смирение и достоинство.
Аннунциата – один из иконографических типов Богородицы в западноевропейском искусстве. Это изображение сцены Благовещения без архангела Гавриила, когда он уже покинул Деву Марию, сообщив ей радостную весть. В этот момент Мария осознает, что зачала Христа, она пребывает в состоянии «достоинство» (meritatio). Как писал один из итальянских проповедников, «когда Дева Мария зачала Христа, душа ее воспарила к столь высокому и величественному созерцанию совершения и сладости дел Божиих, что перед сим испытала она то, что неведомо было ни одному тварному созданию».
Большинство художников традиционно изображали Благовещение как сцену в интерьере с тремя главными персонажами - Девой Марией, архангелом Гавриилом и Святым Духом в виде голубя. Да Мессина отходит от этой иконографии и изображает погрудный портрет Девы Марии, сосредотачиваясь на передаче ее внутреннего состояния после посещения архангела. Восприятие этой картины требует от зрителя сопереживания и эмоционального участия. Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Сидящая за столом с пюпитром и лежащей на нем книгой Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на голову голубое покрывало, другую руку приподнимает, открыв ладонь по направлению к зрителю. Открытая ладонь, обращенная к собеседнику, означает искренность и доверие. В иконописи с таким жестом изображаются праведники, открытая ладонь которых демонстрирует честность и чистоту помыслов. Покрывало низко спускается на лоб Пречистой Девы, полностью закрывая волосы и оставляя открытыми лишь лицо, часть шеи и руки. Мария спокойна и погружена в глубокое размышление, её скульптурно вылепленное лицо, написанное на темном глухом фоне, ярко освещено божественным светом. Страницы книги на пюпитре взметнулись вверх, возможно, потревоженные взмахом крыльев улетающего небесного посланника.
Картина является одним из выдающихся шедевров живописи кватроченто. Помимо тщательно выверенной композиции, замечательно переданных объемов и перспективы, она восхищает прекрасным идеализированным южно-итальянским типом лика Богоматери, находящейся в состоянии благородной отстраненности и сосредоточенности.
История создания
Стремительный рост популярности изображений святых небольшого формата в XV веке был связан с развитием новых форм индивидуального благочестия. В конце XIV и в XV веке возникли и распространились практики индульгенций, которые давались за чтение определенного количества молитв перед изображением святого. Одновременно начала распространяться практика эмпатической медитации над основными событиями жизни Христа: верующие проводили многие часы, вживаясь в события Евангелия перед небольшими изображениями святых. К числу таких изображений принадлежал благословляющий Христос (Salvator Mundi) и некоторые типы изображения Богородицы. Богатые люди заказывали картины небольшого размера, которые можно было повесить дома на стену или взять с собой в путешествие, бедные довольствовались значительно более дешевыми ксилографическими оттисками.
«Мария Аннунциата» да Мессины была написана, по-видимому, именно для такого домашнего использования. В настоящее время картина хранится в Палаццо Абателлис в Палермо, которому она была завещана в 1906 году кавалером Ди Джованни, купившему ее у семьи Коллуцио в Палермо.
Существует еще одна «Мария Аннунциата» да Мессины 1473-1474 года с такой же композицией, которая сейчас хранится в Старой пинакотеке Мюнхена.
Отношение автора к вере
Антонелло да Мессина родился на Сицилии, жители которой исторически отличаются своей религиозностью. На протяжении почти пяти столетий с 1302 по 1713 год островом правили испанские короли и герцоги Арагонской династии, известные своим ревностным отношением к католической вере. Земля Сицилии, как и многие другие земли, где распространялось христианство, обагрена кровью святых мучеников и мучениц. Антонелло да Мессина был воспитан в католической вере и был искренне верующим христианином, о чем свидетельствуют его произведения, большую часть которых он посвятил религиозным сюжетам.
Биография
Антонелло ди Джованни ди Антонио (да Мессина) родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 годом в семье Джованни ди Антонио, каменотеса.
В 1445-1455 годах Антонелло приезжает в Неаполь, где поступает в обучение в мастерскую Никколо Антонио (Колантонио) – художника, на которого значительное влияние оказало франко-фламандское искусство (в частности работы Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса и Жана Фуке), с которым он познакомился при дворе, под влиянием которого стал первым итальянским живописцем, начавшем писать маслом и передавшим это умение Антонелло.
В 1456 году художник возвращается на Сицилию, где становится известен как мастер живописи. В 1457 году он отправился в Калабрию, получив заказ от Братства Святого Михаила в Реджо-ди-Калабрия, где впоследствии основал мастерскую вместе с Паоло ди Чиачио. Вместе они работали над исполнением заказов на религиозную тематику. В это же время он, по-видимому, женился и у него родился сын Джакобелло. В 1460-е гг. художник с семьей вернулся в Мессину.
По мнению некоторых исследователей, резкое изменение стиля и иконографии работ художника после 1470 года свидетельствует о том, что между 1465- 1471 годом да Мессина предпринял поездку на материк, в Центральную и Северную Италию, где познакомился с творчеством Пьеро делла Франческа в Перудже и Урбино и Андреа Мантеньи в Падуе. Характерной для этого периода творчества художника является композиция "Святой Иероним в келье" (1475), в ней отчетливо заметно как нидерландское влияние, так и интерес к геометрически правильной линейной перспективе.
Важное место в творчестве художника занимает пребывание в Венеции в 1474-1476 годах, где он написал «Алтарь Сан Кассиано» (ок. 1475-1476) также известный как «Мадонна со святыми Николаем, Анастасией (?), Урсулой, Домиником и Еленой» и свою знаменитую картину «Святой Себастьян» (1475-1476), которая являлась левой стороной не сохранившегося алтаря венецианской церкви Сан Джулиано и принадлежит к числу самых значительных работ де Мессины. Это одна из самых гармоничных работ Антонелло. Итальянские художники XV века обычно трактовали образ Святого Себастьяна в драматическом плане, изображая его мученическую гибель. Святой у да Мессины спокоен и прекрасен, полон жизни и предстает перед нами в полной гармонии с миром, на фоне которого он изображен .
Да Мессина был тем художником, кто впервые продемонстрировал венецианцам светоносные возможности масляной живописи. Среди итальянских мастеров он стал одним из первых, кто сумел передать ощущение воздуха и солнечного света, окутывающего предметы, начав смягчать контуры предметов и выстраивая объемы цветом. Именно у да Мессины, а затем у Джованни Беллини, с которым они познакомились в Венеции, появляется характерное для венецианского искусства преобладание цвета над линией.
Отдельную главу в творчестве Антонелло да Мессина составляет созданная им портретная галерея. Как портретист, он занимает ведущее место среди итальянских художников XV века и может соперничать только с мастерами Нидерландов. С его именем связывают не более двадцати портретов, принадлежность некоторых из них его кисти остается спорной. Большинство этих портретов было написано в 1475-1476 годах в Венеции,
Существуют предположения, что в 1476 году да Мессина недолгое время работал в Милане у герцога Сфорца. В том же году Антонелло вернулся на Сицилию, где прожил в Мессине до своей смерти 25 февраля 1479 года. Незаконченные произведения мастера были завершены его сыном Джакобелло, который тоже был художником.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.