«Магдалина» («У людей пред праздником уборка») - Пастернак Борис Леонидович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Магдалина» («У людей пред праздником уборка»)
«Магдалина» («У людей пред праздником уборка»)
Автор: Пастернак Борис Леонидович
Произведение: «Магдалина» («У людей пред праздником уборка»)
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1949 г.

«МАГДАЛИНА» («У ЛЮДЕЙ ПРЕД ПРАЗДНИКОМ УБОРКА»)

У людей пред праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Обмываю миром из ведёрка

Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.

Ничего не вижу из-за слёз.

На глаза мне пеленой упали

Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол упёрла,

Их слезами облила, Исус,

Ниткой бус их обмотала с горла,

В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,

Словно ты его остановил.

Я сейчас предсказывать способна

Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадёт завеса в храме,

Мы в кружок собьёмся в стороне,

И земля качнётся под ногами,

Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,

И начнётся всадников разъезд.

Словно в бурю смерч, над головою

Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ и жизней в мире?

Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту.

Описание произведения.

Произведение Бориса Пастернака «Магдалина II» («У людей пред праздником уборка») состоит из девяти строф с перекрёстной рифмой. Ритм стихотворения — пятистопный хорей. Такую же ритмическую организацию стиха использовала Марина Цветаева в произведении «О путях твоих пытать не буду...» (1923 г.). По словам Иосифа Бродского, «16 строк Цветаевой и 36 Пастернака представляют собой диалог или, точнее, — дуэт; стихотворение 49-го года оказывается продолжением стихотворения 23-го года. Драматургически они составляют единое целое».

В экспозицию своего стихотворения Пастернак помещает бытовые зарисовки. Вся Иудея готовится к празднику Пасхи: «У людей пред праздником уборка...». Но Мария Магдалина в это время заботится не о грядущем торжестве, а возливает миро на ноги Спасителя: «В стороне от этой толчеи / Обмываю миром из ведёрка / Я стопы пречистые Твои...».

Противопоставление всей Иудеи и Магдалины отсылает к антитезе Марфы и Марии: «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:40-42).

Магдалина заботится о Христе, не зная о том, что готовит его к погребению. Описывая это событие, Пастернак использует сниженную лексику: глаголы «шарю», «зарыла», «упёрла»; бытовые образы: миро находится в «ведёрке»; Магдалина обматывает ноги Иисуса «ниткой бус» и укрывает их своими распустившимися волосами, словно в «бурнус» — широкий плащ с капюшоном. Использование низкой лексики и бытовых образов создаёт контраст между началом и концом произведения, организовывающий движение повествования от точки материального до пространства запредельного.

Перелом стихотворения в сторону высокого стиля и сюжетной глубины происходит в четвёртой строфе, в которой Мария в боговдохновенной отрешённости пророчит грядущие казнь, смерть и Воскресение Христа: «Будущее вижу так подробно, / Словно Ты его остановил. / Я сейчас предсказывать способна / Вещим ясновиденьем сивилл». Под образом «остановки будущего» Пастернак подразумевает обретение Магдалиной духовного зрения, которое преодолевает временную завесу и позволяет увидеть реальность в непостижимой человеческим умом целостности.

«Ясновидение» Марии переносит её к моменту смерти Христа: «Завтра упадёт завеса в храме, / Мы в кружок собьёмся в стороне, / И земля качнётся под ногами, / Может быть из жалости ко мне». Эти слова отсылают читателей к Евангелию от Матфея: «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51).

Для создания драматической напряжённости Пастернак описывает не момент казни Иисуса, а переводит внимание читателей на незначительные детали: «Перестроятся ряды конвоя, / И начнётся всадников разъезд...». Разъезд — высылка небольшого конного отряда для охраны или разведки. Пульсация напряжения создаётся с помощью метонимии — упоминания в следующих строках креста, вместо Казнённого на кресте: «Словно в бурю смерч, над головою / Будет к небу рваться этот крест».

Седьмая строфа: «Брошусь на землю у ног распятья, / Обомру и закушу уста. / Слишком многим руки для объятья / Ты раскинешь по концам креста», — отсылает к 19 главе Евангелия от Иоанна: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19:25). В предпоследней строфе Пастернак задаёт важные для себя вопросы: «Для кого на свете столько шири, / Столько муки и такая мощь? / Есть ли столько душ и жизней в мире? / Столько поселений, рек и рощ?» Эти вопросы составляют единую философскую проблематику, которую можно выразить так: соразмерна ли жертва Бога — миру, за который она принесена?

Пастернак не даёт прямого ответа. Но в пронзительной последней строфе автор намекает на решение этой проблемы: «Но пройдут такие трое суток / И столкнут в такую пустоту, / Что за этот страшный промежуток / Я до Воскресенья дорасту». Магдалина говорит о мучительных днях после смерти Господа, когда апостолов одолевали бесчисленные сомнения, и происходило самое страшное испытание их веры — испытание смертью и пустотой. Но главным в этой строфе является появление возможности для человечества «дорасти» до Воскресения, что косвенно отвечает на вопрос соизмеримости жертвы и мира, — Христос своей жизнью показал человеку тернистый путь достижения сообразности Господу, венчаемый входом в Царствие Небесное.

История создания.

Второе стихотворение диптиха «Магдалина» («У людей пред праздником уборка...») написано Пастернаком в 1949 году и помещено в роман «Доктор Живаго» в составе цикла «Стихотворения Юрия Живаго».

В этом произведении для поэта важны автобиографические и литературные ассоциации, особенно те, что связаны с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. И. Бродский полагал, что «Магдалина (II)» содержит в себе «самоё Цветаеву», а первая строфа стихотворения «является перифразой цветаевского быта — со всем этим мытьём-шитьём-стиркой-готовкой и прочим, — известным нам по её письмам». Также второе стихотворение пастернаковского диптиха «Магдалина» перекликается с третьим произведением («О путях твоих пытать не буду...») одноимённого цикла Цветаевой.

В контексте романа «Доктор Живаго» черты новозаветной святой запечатлеваются в образе Лары. Этот персонаж в романе многогранен: образ России, «мученицы, упрямицы, сумасбродки, шалой, боготворимой»; и сама жизнь, её «выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования». Лара предстаёт перед читателем как противоречивый и сложный образ, чья искренность и красота оказываются уязвимыми перед тёмными силами зла.

Отношение автора к вере.

Обращение в христианство Пастернака не отмечено мировоззренческим переломом, как это было у Петрарки, Гоголя или Льва Толстого. Борис Леонидович говорит об этом просто: «Как от обморока ожил». Для многих художников приход к христианству был способом выйти за границы своего искусства, ставшего идолом. Пастернак же в служении Христу видит новый творческий поток, свободу и пространство для художественного выражения. По мнению Ольги Седаковой, для Пастернака подлинное искусство несёт весть о рае возвращённом и в некотором смысле совпадает с Благой вестью.

У современников создавалось впечатление, что характер поэта вобрал в себя христианский дух, — Пастернак до конца жизни оставался очень простым и по-детски наивным человеком. Лидия Чуковская пишет о поэте: «Пастернак с годами научился чувствовать чужую боль».

Жизнь для Бориса Леонидовича являлась точкой схождения творческого вдохновения и веры. О Божественном даре жизни и о дарении себя миру Пастернак пишет во многих своих произведениях. В дарении себя поэт видит способ подражания Христу.

Истину поэт понимал преломлённой через своё художественное воображение. Основой «лирической истины» Пастернака является жалость, понимаемая поэтом как жертвенность и отсутствие всякого насилия: «Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, всё равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник».

В творчестве поэт видит служение бесконечности, бессмертию, т.е. способ победы над смертью. Пастернак говорил: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает».

Биография.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители — пианистка и художник — часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью. Свои опыты в музыке он скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу — «литературным лепетанием». Со временем Пастернак поймёт, что литературный дар его более глубок и силен, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзии.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь с покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них рождается сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя — жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». В тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской поэзии.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и, в частности, Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая Путина и Льва Гумилёва. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения. Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

В сороковых годах переводит зарубежную классику — произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака — роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955 гг. Родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. «Доктор Живаго» был опубликован за границей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению Пастернака в СССР, исключению из Союза писателей и жестокой травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не публиковали. Пик травли пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Магдалина II. У людей пред праздником уборка.
--:--
01:51
1x

Оставить комментарий