Лазарь и богач - Джордано Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Лазарь и богач
Лазарь и богач
Автор: Джордано Лука
Местонахождение: Бирмингемский музей и художественная галерея
Произведение: Лазарь и богач
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, неаполитанская школа
Дата создания: 1680 год

Описание произведения

Иисус Христос часто говорил народу притчами, чтобы облегчить понимание и принятие законов духовной жизни. Одним из таких назидательных рассказов стала притча «О богаче и Лазаре»:
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (Лк. 16:19-23). Далее говорится о просьбе богача облегчить его страдания и сообщить братьям на земле, чтобы они не попали в ад. Но обе просьбы оказались не выполнимы. Притча призывает благоразумно распоряжаться отведенными днями жизни и теми обстоятельствами, которые дал Бог.
Лука Джордано, желая максимально приблизить евангельский сюжет своим современникам, перенес действие притчи в привычный интерьер. За большим круглым столом, накрытым тонкой белой скатертью сидит богач. Его красный плащ и шапка оторочены мехом. Лицо располнело и имеет второй подбородок. Общий облик создает впечатление пресыщенного и избалованного человека. Однако, окружающим его людям он не интересен. Нарядно одетые женщины рассматривают угощение, бокал с вином в руке богача, его одежду. У стола изображены слуги, принесшие блюда с яствами. На втором плане видны музыканты, готовящиеся веселить публику своим искусством. Комната, в которой разворачивается действие, заканчивается выходом на балкон, за которым видно ночное небо.
Лазарь показан художником со спины, лежащим прямо на голом каменном полу. Натруженные спина и руки контрастируют с телесной изнеженностью богача. У его ног примостились две собаки, про которых сказано, что они лизали струпья на теле страдальца. Правая рука Лазаря приподнята в тщетной попытке обратить на себя внимание пирующих за столом. Не смотря на индивидуальность персонажей, в них присутствуют черты, которые каждый человек может найти в себе. По отдельности они олицетворяют чревоугодие, гордыню, лицемерие, сребролюбие. И вместе с тем, в обезличенном Лазаре художник призывает увидеть нуждающегося ближнего.
На картине есть и другие персонажи, придающие повествованию натурализм и живость. Это слуга, держащий на поводке собак, который одновременно является признаком состоятельности своего господина. И ребенок, жмущийся к матери и с испугом смотрящий на больного Лазаря. А так же шут-карлик, питающийся от щедрот богача и служащий символом его богатства. Под стулом одной из женщин дремлет кот, который в живописи аллегорически выражает лукавство и измену.

История создания

Картина "Лазарь и богач" написана Лукой Джордано в 1680 году. Это сложное многофигурное произведение раскрывает живое сопереживание художником евангельского сюжета. Тонкая наблюдательность мастера позволила создать ему интересные и узнаваемые образы.
Ко времени написания картины, художник уже посетил Венецию, постигая тайны светоносного колорита венецианцев. Считается, что в работах этого периода присутствует светский дух, а персонажи несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.

Отношение автора к вере

Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник -апостол и евангелист Лука. Думается, что выбор родителями имени был не случаен. Отец так же был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства учил сына живописи. Когда Джордано состоится как мастер, он будет принят в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущую душу и окружение, в котором рос Джордано, - историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же работы художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая высоту отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос назвал сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником исполнено множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению своих зрителей. Поэтому, кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, изгоняющий демонов».

Биография

Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым его учителем был отец, живописец "средней руки". Потом Лука в течение девяти лет учился в мастерской у Хусепе Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, и поступил под руководство Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познаний, но и вооружила виртуозным техническим опытом.
В 1655 году, в возрасте 23 лет Джордано написалдля церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Святого Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами. Наряду с живым воображением, виртуозным и точным рисунком, замечательным колоритом, в его живописи очевидно влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Немецкую Академию», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Мадриде Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн Ретиро, ризницу собора в Толедо, капеллу церкви Нотр-Дам дАтоха и своды Королевской капеллы в Мадриде.

В 1700 году скончался Карл II, но и при преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена в Неаполь, он покинул Мадрид. Лука Джордано умер 12 января 1705 года и погребен в церкви Святой Бригитты в Неаполе.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий